Рустам Фаритович, вы в строительстве уже более 15 лет, но основная часть Вашего трудового пути связана с Казанью. Какие проекты вам удалось реализовать в Республике Татарстан, которая, несомненно, является одним из лидеров в России по возведению самых современных объектов инфраструктуры?
За эти 15 лет я прошел через разные направления строительной отрасли, начиная с добычи нерудных материалов, заканчивая, собственно, строительством крупных инфраструктурных объектов и многоквартирных домов. Мы достроили 3 жилых комплексах и помогли людям получить долгожданное жилье.
Мы участвовали в реализации самых масштабных строительных проектов в Татарстане. Это и строительство большого участка федеральной трассы М7, и строительство линии Аэроэкспресса к Универсиаде, и реконструкция здания железнодорожного вокзала. В Татарстане моя компания занималась также завершением строительства домов обманутых дольщиков. Там и началось сотрудничество с компанией «Трансюжстрой».
Но всё же сотрудничество с компанией, которая много лет является одним из лидеров строительного рынка в Белгороде, и руководство ею — это разные вещи. Как вы получили приглашение возглавить «Трансюжстрой» и какие задачи перед вами стоят?
В последние 10 лет я очень тесно сотрудничал с компанией «Трансюжстрой», с её учредителями — Анатолием Дмитриевичем и Евгением Анатольевичем Антиповыми. И предложение возглавить компанию в Белгороде получил именно от них. Согласился я, потому что это безумно интересное направление, а передо мной стоят самые амбициозные и интересные, очень смелые задачи. И это своего рода вызов для меня. И большая ответственность.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ЗДЕСЬ ТАКОЙ ЖЕ БЛАГОПРИЯТНЫЙ, КАК ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
Насколько вам знакома строительная отрасль Белгородской области?
Мне приятно сказать о том, что город превзошел мои ожидания. Как депутат Казанской городской думы, я в составе профильной комиссии занимался вопросами реализации программ капитального ремонта. Изучая передовой опыт других регионов, мы часто обращались к примеру именно Белгородской области. В части капремонта многоквартирных домов, например, и комплексной застройки территории. Многие подходы и успешные кейсы, которые я знал в теории, уже здесь на месте, на практике оказались еще интереснее.
Еще один очень важный факт, который о многом для меня говорит: бюджетная обеспеченность на одного жителя в Белгороде в несколько раз меньше чем в столице. Несмотря на это, Белгород – по-настоящему европейский город, еще на пути из аэропорта заметно, насколько он ухоженный, благоустроенный и, по-хорошему, облюбленный. Это и называется эффективное управление.
Не секрет, что Белгород после войны был разрушен почти до основания, что не оставалось ни одного полностью целого здания. И затем он застраивался как областной центр, пережил и бурную застройку 90-х-2000-х. Мы часто слышим о том, что архитектурный облик нашего города оставляет желать лучшего. Интересно ваше мнение как человека, который сейчас отчасти тоже формирует лицо Белгорода.
В архитектуре Белгорода мне нравится то, что здесь с уважением и признанием относятся к истории, но смотрят в будущее. Я сразу отметил для себя, что новые объекты достаточно гармонично вписываются в облик города. При этом сохранено историческое лицо и присутствует свое очарование — это заметно и это важно. В этом, безусловно, есть заслуга местных властей и самих жителей.
И, конечно, мне приятно слышать от коллег и партнеров, что объекты «Трансюжстроя» — это визитные карточки города. Это значит, что наша компания вносит свой вклад в развитие Белгорода, и это отмечают все.
Оцените Белгород с точки зрения человека, который здесь живёт и работает недавно.
С первых дней меня подкупает здесь ненапряженная, открытая и, как мне кажется, дружелюбная атмосфера — невероятные люди! Наверное, с одной стороны, сказывается очень мягкий климат. С другой стороны, я уверен, что в Белгороде есть свой уникальный код счастья.
Часто в различных рейтингах благополучия регионов я замечал, что в лидерах всегда есть Москва, Татарстан, Белгородская область. Когда приехал сюда работать, смог сам убедиться в том, как здесь комфортно. Мне кажется, что и инвестиционный, и бизнес-климат здесь такой же хороший, как географический.
Это, безусловно, заслуга губернатора Евгения Степановича Савченко, его подход к управлению мне кажется действенным и эффективным. У города сильный глава — мэр Юрий Владимирович Галдун. Я рад, что у нашей компании на всех уровнях управления выстроены партнерские отношения с властями. Мы эти отношения ценим, но не злоупотребляем ими.
«Трансюжстрой» изменил логотип и вообще весь фирменный стиль. Мы видим другие цвета в оформлении, из названия исчезла надпись ПГС. С чем это связано?
Наш ребрендинг подчеркивает те изменения, которые начали происходить в компании с приходом новой команды и еще будут внедряться. Изменения эти коснутся всех направлений нашей работы. Нам важно подчеркнуть качественно новое отношение к клиентам и партнерам, быть трендсеттерами. Новый стиль работает на эти задачи.
Мы сохранили наше основное название, «Трансюжстрой», поскольку это сам по себе сильный бренд, который создавался многие годы и представлен не только в сфере промышленного и гражданского строительства, но и в модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры. Крупнейшие транспортные объекты во многих регионах страны возведены при участии наших специалистов. Кроме того, «Трансюжстрой» — это сильная репутация, которая связана с качеством решений.
ТРАНСЮЖСТРОЙ СОЗДАЕТ СРЕДУ ДЛЯ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ
Что, говоря современным языком, является «фишкой», или ноу-хау, «Трансюжстроя» по сравнению с другими застройщиками?
В первую очередь, это комплексный подход, внимание к деталям и качество решений. Если одним предложением, то «Трансюжстрой» строит не дома, а среду для счастливой жизни.
Мы начинаем изменения, о которых я говорил выше, с самого «ядра» — квартир. Не секрет, что планировки в нашей стране практически не менялись последние лет 20-25. Все знаем «расчески», «распашонки», другие типовые планировки с большим и длинным коридором, не рационально используемыми пространствами.
Мы в «Трансюжстрой» решаем эту задачу продуманными и рациональными планировками. Есть ведь разные портреты семьи: мама с ребенком, семья с тремя детьми, молодой человек с собакой и еще десятки вариантов. Сценарий использования квартиры у всех разный, и мы можем предусмотреть для каждого свой вариант планировки. Уже сейчас в строящихся объектах мы проектируем квартиры так, чтобы использовать каждый квадратный метр с наибольшей пользой для будущего пространства дома. Наша задача попасть в ожидания клиентов и превзойти их запросы. И с этим предложением уже в следующем году выйдем на белгородский рынок.
ЧЕСТНЫЙ ДВОР БЕЗ АВТОМОБИЛЕЙ
Вы сказали, что квартира — это первое, это ядро. А что второе и есть ли третье?
Дом не заканчивается дверью квартиры. Дальше начинаются лестничная площадка, лифтовый холл, места общего пользования, фойе. Все эти факторы становятся очень важными, ведь человек покупает квартиру не на один год. И если там тесно, некомфортно, шумно, нельзя «развернуться» с коляской, это становится проблемой. Поэтому на этапе проектирования мы предусматриваем продуманную навигацию, бесшумные лифты, бесконтактные современные домофоны и уютные места общего пользования.
Есть и третий уровень — двор. Человек, кроме дома и работы, необходимо так называемое «третье место». И при качественном благоустройстве это может быть именно двор. В этом случае, конечно, речь не идет о паре скамеек и железной качельке для детей. Важно создать во дворе такую среду, которая будет способствовать культуре добрососедства, формировать свои коммьюнити из людей с общими интересами и ценностями.
Этот тренд на комплексный подход к застройке и создание качественных общественных пространств давно заметен в масштабах страны, на федеральном уровне. Поэтому дворы — это сильная точка роста для всех белгородских застройщиков. «Трансюжстрой» первые примеры таких дворовых пространств готов будет продемонстрировать уже в ближайшие месяцы.
Сейчас помимо собственного проектного бюро мы привлекаем к работе лучших архитекторов области, из других регионов приглашаем специалистов, чтобы по каждому нашему объекту создать проект благоустройства территории.
Вот, кстати, наш ЖК «Богданка 123» — буквально на прошлой неделе стартовали продажи квартир в этом доме. Это первый для нашей команды уже отчасти собственный осознанный проект, с продуманной инфраструктурой, паркингом. Здесь пусть пока частично, но уже реализованы те строительные решения, те технологии, на которых я бы хотел сфокусироваться. Как результат — квартиры в «Богданке 123» распроданы на 80% за одну неделю!
В одном из своих интервью в первые дни работы в Белгороде вы анонсировали внедрение изменений в объектах «Трансюжстроя». Расскажите подробнее о них.
Мы уже начали эти изменения внедрять. Ставим европейские лифты, монтируем качественные стеклопакеты. Вместе с тем, решения затрагивают и «невидимые» глазу процессы, прежде всего, инженерные системы. Решения, которые применяем мы, недоступны порой даже в жилье класса бизнес, а у нас они обязательны. И дома мы всегда сдаем в срок. Качество и точность – самые принципиальные моменты в нашей работе.
В продолжение этого подхода мы занимаемся развитием собственной управляющей компании, потому что мало построить комфортное жилье, его нужно на соответствующем уровне поддерживать и обслуживать. Например, мы порой получаем от клиентов замечания, которые, фактически, находятся в зоне ответственности управляющей компании. Не всегда действующие УК оперативно на них реагируют. Я не могу допустить, чтобы это сказывалось потом на репутации застройщика. Поэтому все свои объекты мы планируем обслуживать собственной управляющей компанией, по некоторым уже работаем и успешно.
Например, именно мы стали первыми в городе в период пандемии ставить санитайзеры в подъездах и усилили санобработку и дезинфекцию в первые же дни пандемии. Мы создали службу качества, которая оперативно реагирует на замечания и обеспечивает их устранение. Уверен, что жители наших домов уже почувствовали, как это работает. По крайней мере, первые положительные отзывы уже есть. Поэтому управляющая компания — это продолжение нашего продукта.
Компания «Трансюжстрой» возвела в Белгороде немало различных объектов, продолжается активное строительство жилья. Какие из проектов для вас приоритетны?
Среди наиболее имиджевых и важных проектов, безусловно, — это ЖК «Центр Парк» и микрорайон «Восточный». На мой взгляд, он пока сильно недооценен, хотя имеет огромный потенциал. Одно из главных — это хорошая транспортная доступность, ведь туда сейчас без проблем и без пробок можно доехать хоть на машине, хоть на общественном транспорте. Мы будем и дальше развивать «Восточный», усилим его с точки зрения принципов комфортной городской среды. Например, есть мысли организовать там зону для барбекю, создать настоящее локальное общественное пространство. Создать не просто «двор без автомобилей», который часто только декларируется на бумаге, а, как я это называю, «честный двор без автомобилей», когда все парковочные места вынесены за периметр дома. В августе будем представлять проект губернатору.
Мы очень серьезные задачи ставим перед собой с точки зрения реализации программы «губернаторской ипотеки». Это очень крутой проект, на самом деле. И мы как социально ориентированный застройщик хотим поддержать его и усилить своим участием. Есть планы, в частности, построить дома по этой программе в городе Строителе Белгородской области.
НУЖНО ПРОЯВЛЯТЬ ГИБКОСТЬ В ДЕТАЛЯХ
«Трансюжстрой» в этом году занесен на областную Аллею трудовой славы как лучшее предприятие строительной отрасли. Что для вас это значит, для коллектива, который вы возглавили? И для вас, как руководителя? Это какой-то новый вызов или признание заслуг?
Знаете, для меня «Трансюжстрой» — это абсолютный трендсеттер в области. Почему я об этом говорю, скажем так, не скромничая? Потому это пока не мое достижение. Это многолетняя репутация компании, ее опыт и достижения учредителей и команды. Поэтому место на Аллее трудовой славы «Трансюжстрой», безусловно, заслужил. А мы очень благодарны администрации области и города за то, что нашу работу оценили по-достоинству и так отметили, это большая честь для всей нашей команды.
Но и новый вызов, безусловно: работать еще эффективнее, внедрять еще более интересные решения, быть впереди, быть лучшими. Кстати, в своей компании мы тоже сделали своеобразную «аллею трудовой славы» — в честь дня строителя будем впервые вручать корпоративную премию по разным номинациям. Я очень уважаю и ценю сотрудников, которые и есть «Трансюжстрой». Мне очень важно отмечать их работу, поощрять, признавать заслуги и давать возможности для самореализации. Уверен, что именно команда – это главный актив нашей компании.
Вы пришли в «Трансюжстрой» в непростое для всего мира и, конечно, для бизнеса время. Какие выводы компания из этой ситуации для себя сделала?
В первую очередь, мы не просто выстояли, а смогли эффективно работать, сдать запланированные объекты в срок, сохранить абсолютно всех сотрудников. В период пандемии особенно активно занимались социальными проектами — передали продуктовые наборы для 1000 белгородских семей, приобрели защитные костюмы для служб, которые работали в так называемых «красных зонах» и так далее. И это тоже важное направление нашей работы: крупный бизнес должен быть социально-ориентированным.
Кроме того, пандемия форсировала наши планы по переходу на онлайн-сервисы. В период самоизоляции мы внедрили возможность онлайн-покупки квартиры, эта услуга пользовалась популярностью. Мы будем продолжать развитие этого направления работы.
Что касается стратегии, для меня стратегия — это не документ, подписанный кровью, где шаг влево или вправо приводит к расстрелу. Мы же видим, как все в одночасье может измениться. Поэтому нужно проявлять гибкость, но быть сфокусированным на большой главной цели и идти к ней.