Детская музыкально-хоровая школа занесена на городскую Доску почета
► Всероссийский день работника культуры – повод выразить уважение к труду тех, кто делает нашу жизнь духовно богаче, разнообразнее. По итогам минувшего года одним из лучших учреждений города в сфере культуры стала детская музыкально-хоровая школа города Белгорода.
— Такой чести мы удостоены уже во второй раз, — говорит директор школы Виктор Ткачёв. — Первый раз это случилось в 2013 году. Сейчас это хороший подарок к нашему 45-летию. К своему юбилею школа достигла творческого расцвета, став одной из ведущих по музыкальному образованию и воспитанию детей в городе и области. В школе работает 10 отделений, на которых обучаются вокалу и игре практически на всех музыкальных инструментах. Хоровых коллективов восемь, создан хор мальчиков. У нас наибольшее количество обучающихся (на сегодня 1027 человек), 103 преподавателя — это если считать по всем десяти филиалам школы, 9 из которых работают на базе общеобразовательных школ города. Кстати, благодаря такому контингенту, большому количеству занимающихся по предпрофессиональным программам, а также их достижениям мы сумели в прошлом году укрепить и нашу материальную базу. На выделенные средства в рамках федерального проекта «Культурная среда» закуплены концертный рояль, три фортепиано, восемь баянов, три аккордеона, три виолончели, пять скрипок, станки для хористов, мебель.
— Виктор Васильевич, означает ли это, что заниматься и учить, благодаря такому оснащению, станет на порядок легче?
— Безусловно. Единственной нашей заботой остается острая нехватка помещений для занятий. На протяжении многих лет мы размещаемся в помещении бывшего детского сада, деля здание с комплексным центром социального обслуживания населения.
— Является ли сотрудничество с общеобразовательными школами каким—то выходом из этого положения?
— Частично. В ряде из них у нас есть специализированные классы, где занимаемся только мы, но есть и такие, где располагаться приходится в часы, свободные от основных занятий школьников, и случаются неприятные накладки. В основном, из-за изменений в их расписании. Все бы ничего, но сокращать свои часы обучения мы не можем — из-за расширения обязательной части учебного плана согласно федеральным государственным требованиям. Дело в том, что музыкальная школа является первым звеном профессионального музыкального образования, это не кружок, здесь ведется профессиональная подготовка, и любому выпускнику затем несложно поступить в музыкальный колледж или даже вуз.
— А есть ли какие—то плюсы такого соседства?
— Есть, конечно, и плюсы — мы ближе к местам занятий наших учащихся, сотрудничаем в организации концертов. Было легче участвовать в реализации областного проекта «Музыкальная палитра», в рамках которого наши воспитанники и их преподаватели знакомили обычных белгородских школьников с азами музыкальной культуры, приобщали к игре на различных инструментах.
— А какие еще формы приобщения к музыке вы практикуете? Как, например, можно сегодня влиять на возрождение домашнего музицирования, импровизации?
— Основы импровизации мы в какой-то мере закладываем упражнениями в рамках предмета «специальность»: подбор произведения по слуху с ранних лет, его транспонирование (перевод в другую тональность), сочинительство (подбор аккомпанемента и его самостоятельное усложнение).
В старину домашнее занятие музыкой было развито и в дворянской, и в крестьянской среде. Мы решили поддержать это своим фестивалем-конкурсом «Мама, папа, я — музыкальная семья», история которого насчитывает уже 11 лет. Это стимул развития и для семьи, и для наших юных музыкантов. На школьном уровне мы его проводим каждый год. Вообще участвуют уже, как правило, 20-25 ансамблей-конкурсантов, и не обязательно это семьи музыкантов-профессионалов.
Наша школа является организатором и других детских конкурсов. На городском уровне это «Волшебная флейта», на региональном — конкурс-фестиваль импровизации и эстрадного исполнительства. Но самый крупный и престижный, инициатором которого стала наша школа, это «Гармония» — международный детский конкурс-фестиваль славянской музыки, который проходит в Белгороде с 2006 года. С 2013-го он обрел поддержку Министерства культуры Российской Федерации и был включен в федеральную целевую программу «Культура России». В том же 2013 году наша школа приобрела свой нынешний статус — музыкально-хоровая. Предыдущая «Гармония» собрала 465 участников из 33 городов и поселков России, Украины, Китая и Сербии.
— Виктор Васильевич, познакомьте нас поближе с теми, кто у вас работает и учится.
— Со всеми познакомить невозможно. У нас на сегодня 32 детских творческих коллектива: хоровые и фольклорные, оркестр народных инструментов, духовой и камерный оркестры, ансамбли. Четыре коллектива защитили звание «народный (образцовый)». Один из них — хор хорового отделения школы «Хористы» (руководитель Светлана Клименко), стал лауреатом I cтепени на VII детско-юношеском хоровом чемпионате мира в Санкт-Петербурге. Из последних побед фольклорно-инструмен-тального ансамбля «Акулинка» под руководством Алины Некрасовой и Евгения Ижбердеева — лауреатство I cтепени на XVII областном конкурсе народного творчества «Белгородский карагод-2019». Вровень с ними на этом конкурсе выступил другой наш фольклорный ансамбль «Родничок» под руководством Анны Хвостовой (тоже подали документы на звание народного).
Радуют юные исполнители, побеждающие на фестивалях-конкурсах международного уровня. Из последних достижений — это Анастасия Аликаева («Итальянские вечера в России», Тула, ноябрь 2019 г.); Виктория Шилова и Ольга Щеглова («На берегах Невы», Санкт-Петербург, февраль 2020 г.).
— Расскажите немного о ваших преподавателях.
— У нас сами преподаватели организовали шесть взрослых творческих коллективов. В преподавательском составе трудятся 15 выпускников нашей же школы. Одним из самых уважаемых и опытных преподавателей фортепиано является Клара Моисеевна Корж, которая работает у нас уже 14 лет. Многие ее выпускники сейчас работают в сфере культуры области. В числе результативных педагогов — Виктория Евгеньевна Громик, воспитавшая лауреатов многих конкурсов. Она же ведет вокальный ансамбль преподавателей «Виктория», имеющий звание «Народный самодеятельный коллектив». В числе лучших преподавателей можно отметить Владимира Кирьяна (по классу баяна), Светлану Кудрявцеву (скрипка), Жанну Некрасову (оркестр народных инструментов), и это далеко не все. Работают у нас Николай Карачаров, фольклорист-исследователь, один из семи заслуженных работников культуры РФ в нашей школе, он возглавляет ансамбль «Рябинушка», композитор Евгений Рыбкин (преподаватель и концертмейстер). Всех хочется поздравить с профессиональным праздником и пожелать крепкого здоровья, мирного неба, талантливых учеников, достижения новых высот и побед в искусстве, гармонии в душе и радости в жизни.
Ирина ШВЕДОВА
На Фото Бориса Ечина — Клара Моисеевна Корж и ее воспитанница Кристина Лубошникова.