Рафис Шарафутдинов из тех людей, домашнее увлечение которых переросло в настоящее искусство и сегодня удивляет мастеров и любителей далеко за пределами нашей области.
Наверное, многие посетители белгородских фестивалей, гуляя по их праздничной пестроте и выбирая подходящий сувенир, не раз обращали внимание на редкие по красоте шкатулки, браслеты и резные доски этого резчика. Основной прием Рафиса Ямалетдиновича — геометрическая трёхгранно-выемчатая резьба, которую он использует при изготовлении шкатулок, украшений, кухонной утвари. Но с годами он овладел и искусством прорезной резьбы, изделия из которой отличаются простотой формы и в то же время воздушностью своей красоты.
Родом Шарафутдинов из Башкирии, из деревни Леонидовка Туймазинского района. Инвалид с детства, он окончил Сарапульское ПТУ-интернат и приобрел специальность бухгалтера промышленного учета. Многие годы работал ревизором в белгородском отделении Пенсионного фонда России, а сейчас находится на пенсии. Резьбу по дереву он начал изучать самостоятельно еще с 1973 года, найдя в этом занятии и полезную работу, и радость творчества. Стал принимать участие в различных выставках и ярмарках, где во множестве выставляются для продажи изделия народных мастеров области. А сам получил звание народного мастера Белгородчины уже в 2008-м.
Рафис Ямалетдинович — давний читатель и друг библиотеки для слепых имени Ерошенко, где дает мастер-классы резьбы по дереву. По отзывам сотрудников библиотеки, его урок подходит для творческого развития всех членов семьи. Дружит мастер-резчик и с Белгородским государственным музеем народной культуры, где периодически выставляется и в свое время был рекомендован к присуждению звания.
Особенно интересной и разноплановой оказалась его персональная выставка «Дарю вам дерева тепло…», прошедшая в сентябре прошлого года уже на новой площадке БГМНК — на Гражданском проспекте. Деревянные чаши, ковши, браслеты, шкатулки, декоративные доски, панно, вазы в различных резных техниках… И заслуженные награды, которые свидетельствуют уже о большой творческой биографии, насчитывающей не один десяток конкурсов и фестивалей. Взрослые и маленькие белго-родцы во время экскурсий в музей смогли увидеть в витрине и специальные инструменты, которыми пользуется автор работ, и даже выточенные на токарном станке заготовки, поставленные рядом с уже готовыми вазами и чашами — чтобы представить, как рождается готовое изделие.
Своим работам, как детям, автор присваивает имена. Шкатулки — «Кружевная», «Малютка», кубок — «Заздравный», вазы -«Шар», «Карусель». Изготовленные в прорезной технике в сочетании с трехгранно-выемчатой резьбой эти вазы уникальны, они не имеют аналогов в работах других мастеров. Особенно трудным в работе над такой вазой является древесный сучок, который при неточном, неосторожном движении легко превращается в «глазок», и все предыдущие усилия могут пойти прахом.
Как и прежде, работы Шарафутдинова отличает декоративность, геометрическая точность узора, простота исполнения, неординарность подхода и самостоятельность мышления в решении творческих задач. Помимо его излюбленной геометрической резьбы в декорировании домашней утвари и некоторых украшений сегодня используются и цветочные мотивы.
— Рафис Ямалетдинович, а как возникла у вас идея такого оригинального орнамента для этой вазы? — не удержалась от вопроса, разглядывая как-то одну из его выставочных диковинок, вазу «Шар».
— А я взял ее с российской императорской короны, — просто ответил он.
— Как?! Срисовали?
— Сфотографировал…
Поскольку оригинал короны не может покидать Алмазный фонд и имеет ограниченные возможности экспонирования, мастер, видимо, сфотографировал копию смоленских мастеров 2012 года. В ее украшении тоже использовано свыше 11 тысяч алмазов, и она выступает на выставках как наглядный образец для ознакомления с российской историей и расцветом ее «бриллиантового века». Что же, сравним. Действительно, найденный на просторах Интернета снимок короны демонстрирует знакомые очертания. Впрочем, если вглядеться, то с некоторым отличием. В своей творческой разработке Шарафутдинов пошел еще дальше: диагональную сеть из двойных алмазных рядов он заполнил миниатюрным древнерусским узором «лодочки», а в перекрестьях ячеек прорезал небольшие восьмиромбовые «звезды Творения», а в белгородской традиции — символы большой семьи. Так, благодаря умелым рукам и таланту белгородского резчика появилась и в нашей области реплика орнамента знаменитой короны. Сегодня вазу «Шар» можно увидеть на выставке малого формата в Белгородской государственной детской библиотеке А. А. Лиханова.
Удивляет больше всего то, что учеников настоящих у Шарафутдинова, по большому счету, нет, о чем он искренне сожалеет. Придут, получат первичные знания и, как правило, исчезают. Хочется надеяться, что хотя бы некоторые записанные видеоуроки станут помощью тем, кто сможет продолжать его традицию в этом старейшем и полезнейшем из народных искусств.
Ирина ВИКТОРОВА
ФОТО ИЗ АРХИВА БГЦНТ И БГМНК