Как защитить свои права?

■ Спрашивали? Отвечаем!

На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.

ВОПРОС:

Сдала в ателье новое шелковое платье, чтобы его укоротили. Когда пришла забирать, то оказалось, что подшивной шов неровный, с перепадом длины до двух сантиметров. Мастер попросила оставить для устранения недостатков. На следующей примерке платье оказалось настолько укороченным, что носить его в таком виде я уже не смогу. Мастер сказала, что ничего изменить не сможет. Что же делать?

Арина КАШИНА

ОТВЕТ. В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей», если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества — возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем. Цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение. Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).

ВОПРОС:

В магазине была распродажа, я купила дочери плащ со скидкой 40%. Продавец сказала, что если не подойдет, можно обменять или вернуть. Плащ, действительно, не подошел по фасону, но когда я вернулась в магазин, мне отказались обменять его или вернуть деньги, объясняя, что товар из распродажи. Прав ли продавец?

Татьяна ЛУЦЕВА

ОТВЕТ. Потребители сталкиваются с такими явлениями, как распродажа или продажа товаров с уценкой. В период проведения распродаж учащаются случаи, когда продавцы вводят покупателя в заблуждение относительно его прав по возврату приобретенного товара. Продажа товаров с уценкой проводится при наличии в товаре определенного недостатка (брака), при этом информация о наличии недостатка в обязательном порядке должна доводиться до потребителя в полном объеме. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, ценнике, товарном чеке или иным способом). И в этом случае, потребитель не вправе возвращать товар, ссылаясь именно на недостаток, по которому товар уценен. Распродажа — это реализация какого-либо товара по сниженным ценам. Это организованный процесс снижения цен на товары продавцом с различными целями (освобождение от старого ассортимента, освобождение торговых площадей для поступления нового товара, сезонные скидки и др.). Потребитель вправе обменять такой товар (или потребовать возврата денежных средств при отсутствии товара у продавца) в течение 14 дней, не считая день приобретения товара, в соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» (исключением являются товары, включенные в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный постановлением правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55). Если ваш товар не был в употреблении, сохранены ярлыки, маркировка, упаковка (при наличии), не прошли 14 дней вы вправе заменить его, а в случае отсутствия у продавца такого товара, потребовать возврата денежных средств.