Галина Бедникова: «Защищала Родину не ради наград»

■ Лица Победы

Орден Отечественной войны I степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», нагрудный знак «Фронтовик 1941-1945 гг.»показывать все свои награды белгородка Галина Бедникова стесняется, но за плечами фронтовой медсестрысотни спасенных жизней красноармейцев. С боевых полей девятнадцатилетняя хрупкая девушка под грохот взрывов и постоянные обстрелы выносила раненых, оказывала им медицинскую помощь и днем и ночью, не думая об усталости и голоде.

Квалифицированная медсестра

Галина Леонидовна Бедникова (в девичестве Крайнова) родилась 27 декабря 1922 года в деревне Рылово Ярославской области. Когда началась война, она училась в Ярославском медицинском училище, мечтала стать врачом и помогать людям. Тогда девятнадцатилетняя комсомолка, спортсменка и активистка даже и не догадывалась, что ее мечте суждено сбыться намного раньше положенного срока.

— Когда объявили о начале войны, мы с ребятами были на Волге, отдыхали и купались. Оттуда сразу же ринулись в райком комсомола, тогда это был наш второй дом. Собрали и нам, студентам медикам, сказали: «А сейчас у вас, ребята, начнется самая настоящая практика», — рассказывает ветеран.

Так молодая квалифицированная медсестра оказалась в самой гуще военных событий.

Боевое крещение

Уже 23 июня 1941 года она вместе с другими студентами медучилища встречала эшелоны с ранеными, работала на окопах.

— Надо было что-то делать, чтобы не думать о войне. Мы все были очень молодыми, наши ребята даже еще не брились. Страшно, не страшно, мы просто шли и делали свою работу. Потому что так надо, мы чувствовали, что мы за что-то отвечаем. Мы не должны были опускать руки, — признается Галина Леонидовна.

В 1942 году они приехали в деревню Малая Вишера Новгородской области. Медсестру распределили на работу в военный госпиталь. Землянки и палатки размещались в чистом поле, раненых с каждым днем прибывало все больше и больше.

— Было тяжело. Сменялись с другими медсестрами. Пока одни дежурили у больных, другие таскали новых раненых на себе. Приходилось поднимать вес в два раза больше своего, что впоследствии сказалось на здоровье. Мест для всех не хватало, относили солдат в сарай и сооружали там им лежаки из веток, — вспоминает Галина Бедникова.

Когда же кончится война

Вслед за движением войск госпиталь перемещался на восток, миновали Великие Луки и Полоцк. Во время сопровождения раненых часто попадали под бомбежки. Один из таких страшных эпизодов навсегда врезался в память молодой медсестры. Это случилось, когда эшелон подходил к Смоленску.

— Налетела вражеская авиация, от грохота взрывов все смешалось и превратилось в кромешный ад. Мы делали все возможное, чтобы спасти раненых, тащили на себе, многие тогда погибли, — с грустью вспоминает ветеран.

Осенью 1943 года госпиталь вместе с наступающими частями Красной армии уже двигался на запад. Фронтовые дороги привели Галину Леонидовну через Белоруссию в Прибалтику. Везде бомбили и обстреливали, всегда было много раненых и убитых. Военные будни походили один на другой.

Акушерка

Попробовала себя Галина Леонидовна в военное время и в роли акушерки:

— Помню, пришла молодая девушка и пожаловалась на боль в животе, оказалось, что она беременна. И мне сказали принимать роды. К этому я точно не была готова. Сама еще ребенок, а тут рождение человека. В институте видела только в книгах как это делать. Справилась. А утром все раненые мужчины отдали для ребенка свои новые портянки, чтобы было, во что его завернуть. А девочку назвали в честь меня — Галинкой.

Победный май

В мае 1945 года фронтовая медсестра находилась в Восточной Пруссии.

— Я помню, мы сидели и пытались услышать, что говорят по радио. Там были помехи, доносились неразборчивые слова, и тут мы услышали одну фразу: «Кончилась война!». Все вскочили, стали обниматься, плакать, поздравлять друг друга и стрелять в воздух. Мы поняли, что наконец возвращаемся домой. Но, к сожалению, лично для меня война еще не закончилась, — делится Галина Леонидовна.

Война и любовь

— Мы думали, что возвращаемся домой, но, прибыв в Москву, нас нагрузили продуктами и мы двинулись на Дальний Восток, на войну с Японией. Отправились в Хабаровский край, вновь возвращать к жизни раненых. Никто и не спрашивал, хотим ли ехать. Просто погрузили в вагоны и поехали. И снова раненые, землянки, госпитали, — продолжает ветеран.

Потом вместе с госпиталем фронтовая медсестра попала на Курильские острова. На Дальнем Востоке в 1945 году встретила свою вторую половинку — кадрового военного Дмитрия Ивановича Бедникова.

— Он ко мне подошел и говорит: «А у меня абсолютно никого нет. Сестры погибли, может, ты мне дашь свой адрес? Я писать буду». И я подумала: человек один, а у меня не было еще никого, ни любви, ничего такого, и я дала ему адрес своей мамы. Позже он написал ей и спросил разрешения, можно ли ему приехать в гости. Мама ему разрешила, и он навестил мою семью. А когда уезжал, сказал маме: «Если Галина вернется домой с кем-то, то я назло женюсь на ее сестре Капитолине». В итоге я вернулась домой одна, он меня сразу же забрал и сказал маме: «Я люблю только ее».

Вместе с молодым супругом ей довелось пожить на Камчатке, Курилах, в Южно-Сахалинске. Вся трудовая деятельность Галины Леонидовны прошла в Казани, где она работала в поликлинике старшей медсестрой и фтизиатром. В Белгород с мужем переехали в 1985 году и остались здесь навсегда, прожив в мире и согласии 68 лет.

По-прежнему в строю

Сегодня Галине Леонидовне 97 лет. Муж умер в 2013 году. У нее двое детей, четверо внуков и пять правнуков. Активно

участвует в жизни своего первого округа. Встречается с кадетами школы № 43, воспитанниками детского сада № 85, постоянно участвует во всех городских мероприятиях, посвященных Великой Победе. События тех лет она помнит до сих пор, каждую мелочь, каждого раненого, убитого и спасенного. Делится с молодежью рассказами о своей боевой юности и учит главному — никогда не думать о себе, а помогать своим ближним.

Мария СКОКОВА

ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ГАЛИНЫ БЕДНИКОВОЙ