► Для встречи с одной из самых зажигательных и ярких актрис Белгородского государственного театра кукол — два повода. 45 лет назад она была принята сюда на должность актёра-кукловода, а вскоре отметила в новом коллективе и свой день рождения. Сегодня это уже юбилейный день рождения в стенах родного театра.
За годы своей творческой деятельности Татьяна Литвинова сыграла более полутора сотен ролей. По первому образованию она — режиссёр драматического самодеятельного коллектива (Белгородское культурно-просветительское училище), по второму — актёр театра кукол (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова), с 1994 года заслуженная артистка России, за свои роли — не единожды лауреат премии имени М.С. Щепкина. А по жизни и без регалий — миниатюрная, подвижная, с характером собеседница, всё с теми же озорными кудрями и затаёнными живчиками в тёмно-карих глазах.
— Татьяна, а как вообще вы решили, что будете артисткой?
— О, это были ещё опыты детства! Была заводилой во дворе. Составляя вместе стулья, накрывала их одеялом и разыгрывала за ним разные дворовые представления для всех жителей нашего трёхэтажного дома в Шебекино.
— Получается, было что сказать зрителям ещё в детском возрасте?
— Да! (смеётся). Это был такой энергообмен, такая радость, как и сейчас в театре, когда твои эмоции возвращаются к тебе же с отдачей! Искренне люблю своего зрителя, когда находишься всё время рядом с ним, чувствуешь его настроение, словно «держишь» в руках. У нас в кукольном театре постоянные аншлаги. Это уже третье поколение тех, кто когда-то полюбил его мир, они приводят к нам уже своих внуков.
— Какая роль сегодня по—настоящему ваша?
— Золушка уже не моё мироощущение (смеётся). А вот характерные роли — любые, какие бы ни дали — люблю сейчас особенно, всегда есть азарт придумать и привнести в них что-нибудь оригинальное, неожиданное. Люблю свою козу Лизавету из спектакля «Волк и козлята» по пьесе Грачёвой. «Гуси-Лебеди», моноспектакль, идёт уже 11 лет, и это уже часть меня, как «сказительницы». Очень близка роль матери Аграфены из «Вани Датского» по одноимённому поморскому сказу Бориса Шергина. Сейчас мы его как раз ставим снова — первый показ в этом сезоне 18 февраля. Приходите!
— Спасибо! Будем надеяться, что желающие ещё успеют приобрести на спектакль билеты… А теперь попробуйте представить, что у зрителя есть только ваш портрет, написанный каким—нибудь известным живописцем. Какие предметы вы поместили бы рядом с собой?
— Животных люблю. Кошек бы поместила, собак. Цветы… лесные фиалки. Кусочек сада с пионами.
— А интерьер?
— В интерьере — обязательно на фоне картин. Храню дома работы моих любимых Сергея Ташкова, Стаса Дымова, Юрия Никитина, портрет Владимира Кутявина…
— А какой—нибудь музыкальный инструмент? Вы ведь играли на скрипке, гитару и в спектакли включаете.
— Со скрипкой рассталась после окончания музыкальной школы. А гитара, фортепиано и ещё маракасы, треугольник — да, всё это дома есть. Напоминает о наших душевных творческих посиделках, разговорах, стихах, песнях с друзьями, с Юрой…
— «Птицы над садом, дом у дороги, друг в палисаде четвероногий. По два оконца в три стороны, эти для солнца, те для луны. Ну и для ветра, что с юга несёт податью щедрой весну каждый год. Слива, берёза, черешня, сосна, яблоня, роза, сирень, бузина…» — это про тот самый дом стихи Юрия Литвинова?
— Про него! В этом самом доме у меня сложились романсы под гитару на стихи Пастернака, Ахматовой, Цветаевой… Играть научилась самостоятельно. Очень вдохновилась, прочитав «Теремок» в трактовке ростовского драматурга Натальи Шавва, из которого мы сделали старую сказку на новый лад. Так появились под мой гитарный аккомпанемент песни всех персонажей: от Мышки с Лягушкой до Лисы и Волка. Сейчас, если честно, после ухода Юры душа не поёт. Жив наш театр, жизнь продолжается, но она совсем другая. Как это бывает, разделилась на«до» и «после».
— Татьяна, как живёт кукольный театр сегодня? Каковы тенденции развития, если сравнить с началом работы в нём?
— Я пришла играть, когда всему основой был ширмовый театр. Сейчас у нас стало больше внимания игре актёра, который непосредственно виден зрителю. А кукольный персонаж «живёт» у него в руках. Это уже ближе к ТЮЗу. Нашим молодым артистам нравится. Искусство игры, её волшебство, когда кукла двигается и проживает всю историю «самостоятельно», при этом уходит на второй план. Но зрители театра уже привыкли к этому. Ставим спектакли с использованием и тростевых, и планшетных кукол. Был один интересный опыт теневого театра — «Журавлиные перья», на сюжет японской сказки… А сегодня с удовольствием сыграла бы в какой-нибудь комедии дель-арте. Считаю, что этого весёлого, оптимистичного жанра должно быть больше, он всегда покажет потенциал нашей труппы и близок зрителю всех возрастов.
— Татьяна, легко ли представить себя без театра? Чем бы занимались, куда бы ходили?
— Музеи, выставки, отдых. В приюты для животных ездила бы. Дома уже много лет у меня вислоухий «пациент» — кот-британец, парализованный. Всегда спешу к нему после работы. Но и дело своё люблю. Премии, звания — это всё есть, и хорошо, но будет слабым утешением, если зрители пожалеют о том, что пришли на спектакль.
Беседовала Ирина ШВЕДОВА
ФОТО ИЗ АРХИВА БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА