Юрий Болотов: «О премии губернатора, машине красок и перспективах для молодых живописцев»

Юрий Болотов: «О премии губернатора, машине красок и перспективах для молодых живописцев»

 ■ Встреча для вас

Накануне нового года в выставочном зале «Родина» прошло традиционное награждение ежегодной премией губернатора Белгородской области за достижения в области изобразительного искусства за 2019 год. Диплом лауреата получил член Союза художников России Юрий Болотов.

Художник работает в творческо-методическом центре при отделе культуры города Старый Оскол, где занимается преподавательской деятельностью и организацией выставок. Это помимо творческой деятельности, которая насчитывает уже 35 лет со времени участия в первой выставке.

Юрий Иванович, вы воспитанник советской школы живописцев, участник множества выставок, в составе творческих групп объездили полРоссии, были на Байкале, в Ростове Великом, в Рыльске, Курске, Брянске, Тростянце, Калуге, писали на Белгородчине и УкраинеВ чём был главный смысл этих поездок?

— Если хотите, можете написать, что это был долгий путь к премии. Но это просто моя жизнь. Когда принимаешь постоянное участие в творческих поездках, вместе с коллегами из Союза художников, в том числе из других областей, то это приносит огромную пользу. Вернисажи по их итогам дают возможность увидеть лучшее друг у друга, а значит, и расти. Во-вторых, тебя начинают узнавать. Картины закупают музеи, галереи. Участие в конкурсах в чём-то имеет тот же смысл. В выставке-конкурсе памяти Станислава Косенкова я номинировался на лучшую работу в области изобразительного искусства Белгородчины дважды (в 2011 и 2014-м). Оба раза не победил — но заметили, запомнили. На премию губернатора Союз меня выдвигал тоже не один раз. Эта процедура не так уж проста: комиссия смотрит на работы потенциальных номинантов, выбирает, идёт тайное голосование и по его результатам рекомендуют кандидатуру к выдвижению.

Юрий Иванович, а на что вы потратите премию, если не секрет?

— Я сразу сказал: никому ничего не дам, всё потрачу на краски!

На краски?! Но это же целая машина красок.

— Живопись — искусство затратное и материалоёмкое. Сегодня это большая проблема для молодых художников. У меня остался ещё некоторый резерв от советских лет, когда баночка белил стоила 20 копеек. Сейчас она стоит 400 рублей. Тюбик краски — 200-400 рублей, вот и получается, что в месяц профессионалу нужно израсходовать на материал где-то 12 тысяч, смотря кто как работает. Не все пишут а-la prima, приходится переписывать, соскабливать уже готовое. И талант здесь ни при чём. В истории сохранился пример, как на вопрос Василию Сурикову о том, что он делал в течение дня, прозвучал ответ: «Я весь день писал лоб Степана Разина». Известно также, что одному из лучших портретистов начала XX века. Валентину Серову для изображения актрисы Ермоловой понадобилось 32 сеанса. А его модель для «Девушки, освещённой солнцем» в начале четвёртого месяца работы с художником просто сбежала от него. По её признанию, она также втайне боялась, что тот испортит дальнейшими штрихами получившийся шедевр.

Просто невозможно представить сейчас такой ритм работы. Юрий Иванович, а что бы вы сегодня посоветовали молодым художникам? Легче ли им в современном мире?

— Ситуация, как ни печально выглядит на сегодня, просто безнадёжная. Мне почемуто сразу вспоминается судьба нашей землячки Зинаиды Серебряковой. Я считаю, что оставаясь в мире искусства сегодня, надо, как и сто лет назад, быть способным на самопожертвование, суметь не изменить себе даже в самый трудный период. Сейчас у многих искушение идти на поводу у примитивного вкуса заказчика, писать с фотографий, уходить в технологии. Но, зарабатывая таким образом, мы скатываемся вниз, навсегда прощаясь со своей индивидуальностью. Притока молодых талантов из районов в Союз практически не происходит. Гранты, проекты — это всё хорошо и современно, но я не вижу в настоящее время финансовой поддержки именно к развитию художественной среды, где бы сегодня могли родиться новые гении. А ведь среда — это помимо поддержки самых талантливых — должна существовать и развиваться естественно, постоянно, потому что ниточку поколений, всей нашей культурно-исторической памяти связывает именно художник. Искусство, начиная с самодеятельности, было и будет частью духовной жизни каждого из нас.

Юрий Иванович, а откуда ваша живописная манера, на чём она основана?

— А как бы вы охарактеризовали мои картины?

Их отличает предельная обобщённость изображений предметного мира, хотя и совершенно узнаваемого. Но его открываешь вместе с вами заново как бы сквозь яркий калейдоскоп. Почти нет полутонов. Вернее, они есть, но создаются положенными рядом плашечными цветами, чётко видимыми мазками кисти

— Как и вся наша русская школа, моя живопись основана на реализме. Конструктивно-линейное построение, тональное обобщение… Если вы посмотрите на мир, прищурившись, то увидите, что он весь состоит из пятен. Их нужно уметь видеть. Вообще, это первое и самое важное для будущего художника — «постановка глаза». Всё остальное можно развить. Я продолжаю тренировать это видение на пленэрах, на открытом воздухе, где надо быстро успеть схватить цвет и настроение природы, пока оно не переменилось. Так работали когдато, делая свои творческие находки, импрессионисты. А посмотрите на работы Крымова, Врубеля, Кончаловского: их пространство вылеплено чёткими мазками, но как их мозаика складывается в гармонию больших цветовых пятен, в образ увиденного мира. На примере Пикассо, Малевича, Кандинского вы тоже увидите, что эта самая гармония присутствует у любого мастера, независимо от его дальнейшей близости к традиционной реалистической школе.

Спасибо вам за беседу! Желаем вам дальнейших творческих находок, благодарных учеников. Пусть они будут такими же преданными искусству людьми, как вы.

Ирина ШВЕДОВА

На фото из свободных источников — Юрий Болотов на открытии персональной юбилейной выставки.