■ Встреча для вас
► Накануне нового года в выставочном зале «Родина» прошло традиционное награждение ежегодной премией губернатора Белгородской области за достижения в области изобразительного искусства за 2019 год. Диплом лауреата получил член Союза художников России Юрий Болотов.
Художник работает в творческо-методическом центре при отделе культуры города Старый Оскол, где занимается преподавательской деятельностью и организацией выставок. Это помимо творческой деятельности, которая насчитывает уже 35 лет со времени участия в первой выставке.
— Юрий Иванович, вы — воспитанник советской школы живописцев, участник множества выставок, в составе творческих групп объездили полРоссии, были на Байкале, в Ростове Великом, в Рыльске, Курске, Брянске, Тростянце, Калуге, писали на Белгородчине и Украине… В чём был главный смысл этих поездок?
— Если хотите, можете написать, что это был долгий путь к премии. Но это просто моя жизнь. Когда принимаешь постоянное участие в творческих поездках, вместе с коллегами из Союза художников, в том числе из других областей, то это приносит огромную пользу. Вернисажи по их итогам дают возможность увидеть лучшее друг у друга, а значит, и расти. Во-вторых, тебя начинают узнавать. Картины закупают музеи, галереи. Участие в конкурсах в чём-то имеет тот же смысл. В выставке-конкурсе памяти Станислава Косенкова я номинировался на лучшую работу в области изобразительного искусства Белгородчины дважды (в 2011 и 2014-м). Оба раза не победил — но заметили, запомнили. На премию губернатора Союз меня выдвигал тоже не один раз. Эта процедура не так уж проста: комиссия смотрит на работы потенциальных номинантов, выбирает, идёт тайное голосование и по его результатам рекомендуют кандидатуру к выдвижению.
— Юрий Иванович, а на что вы потратите премию, если не секрет?
— Я сразу сказал: никому ничего не дам, всё потрачу на краски!
— На краски?! Но это же целая машина красок.
— Живопись — искусство затратное и материалоёмкое. Сегодня это большая проблема для молодых художников. У меня остался ещё некоторый резерв от советских лет, когда баночка белил стоила 20 копеек. Сейчас она стоит 400 рублей. Тюбик краски — 200-400 рублей, вот и получается, что в месяц профессионалу нужно израсходовать на материал где-то 12 тысяч, смотря кто как работает. Не все пишут а-la prima, приходится переписывать, соскабливать уже готовое. И талант здесь ни при чём. В истории сохранился пример, как на вопрос Василию Сурикову о том, что он делал в течение дня, прозвучал ответ: «Я весь день писал лоб Степана Разина». Известно также, что одному из лучших портретистов начала XX века. Валентину Серову для изображения актрисы Ермоловой понадобилось 32 сеанса. А его модель для «Девушки, освещённой солнцем» в начале четвёртого месяца работы с художником просто сбежала от него. По её признанию, она также втайне боялась, что тот испортит дальнейшими штрихами получившийся шедевр.
— Просто невозможно представить сейчас такой ритм работы. Юрий Иванович, а что бы вы сегодня посоветовали молодым художникам? Легче ли им в современном мире?
— Ситуация, как ни печально выглядит на сегодня, просто безнадёжная. Мне почемуто сразу вспоминается судьба нашей землячки Зинаиды Серебряковой. Я считаю, что оставаясь в мире искусства сегодня, надо, как и сто лет назад, быть способным на самопожертвование, суметь не изменить себе даже в самый трудный период. Сейчас у многих искушение идти на поводу у примитивного вкуса заказчика, писать с фотографий, уходить в технологии. Но, зарабатывая таким образом, мы скатываемся вниз, навсегда прощаясь со своей индивидуальностью. Притока молодых талантов из районов в Союз практически не происходит. Гранты, проекты — это всё хорошо и современно, но я не вижу в настоящее время финансовой поддержки именно к развитию художественной среды, где бы сегодня могли родиться новые гении. А ведь среда — это помимо поддержки самых талантливых — должна существовать и развиваться естественно, постоянно, потому что ниточку поколений, всей нашей культурно-исторической памяти связывает именно художник. Искусство, начиная с самодеятельности, было и будет частью духовной жизни каждого из нас.
— Юрий Иванович, а откуда ваша живописная манера, на чём она основана?
— А как бы вы охарактеризовали мои картины?
— Их отличает предельная обобщённость изображений предметного мира, хотя и совершенно узнаваемого. Но его открываешь вместе с вами заново — как бы сквозь яркий калейдоскоп. Почти нет полутонов. Вернее, они есть, но создаются положенными рядом плашечными цветами, чётко видимыми мазками кисти…
— Как и вся наша русская школа, моя живопись основана на реализме. Конструктивно-линейное построение, тональное обобщение… Если вы посмотрите на мир, прищурившись, то увидите, что он весь состоит из пятен. Их нужно уметь видеть. Вообще, это первое и самое важное для будущего художника — «постановка глаза». Всё остальное можно развить. Я продолжаю тренировать это видение на пленэрах, на открытом воздухе, где надо быстро успеть схватить цвет и настроение природы, пока оно не переменилось. Так работали когдато, делая свои творческие находки, импрессионисты. А посмотрите на работы Крымова, Врубеля, Кончаловского: их пространство вылеплено чёткими мазками, но как их мозаика складывается в гармонию больших цветовых пятен, в образ увиденного мира. На примере Пикассо, Малевича, Кандинского вы тоже увидите, что эта самая гармония присутствует у любого мастера, независимо от его дальнейшей близости к традиционной реалистической школе.
— Спасибо вам за беседу! Желаем вам дальнейших творческих находок, благодарных учеников. Пусть они будут такими же преданными искусству людьми, как вы.
Ирина ШВЕДОВА
На фото из свободных источников — Юрий Болотов на открытии персональной юбилейной выставки.