■ Актуальное интервью
► Избрание на должность, интерес множества белгородцев к дальнейшему курсу «писательского корабля», к перспективам литературной жизни молодёжи Белгорода и области —одним словом, повод встретиться с новым председателем регионального отделения Союза писателей России стал самым горячим.
То, что Вера Петровна нашла возможность пообщаться буквально через день после отчётно-выборного собрания писателей, было удачей. Усталая улыбка, отодвинутый в сторону «бумажный завал» дел…
— Я уже вижу, что речь будет идти не о первых шагах на новом посту, а просто о продолжении работы.
— Вы правы. Особенно много стало нагрузки последние полтора года, после того, как заболел действующий председатель -Владимир Ефимович Молчанов. Но организации работать всё равно надо, и жизнь сейчас быстро меняется. Сложность и в том, что творческие люди — это особая среда. И что-то организовывать, как и ориентироваться в потоке всего нового, способен не каждый. Особенно старшее поколение.
— Служенье муз суеты не терпит, это мы знаем. А насколько мобильны члены правления?
— Это ведь тоже, не забывайте, творческие люди — писатели, поэты…
Вера Петровна подходит к тыльной стороне большого шкафа — своеобразной перегородке двух зон кабинета. Вся поверхность сплошь оклеена любительскими фотографиями собратьев по перу, новыми и старыми. Встречи, выезды, награждения, молодые лица уже ушедших поэтов, и новые, и незнакомые… Те, кто ушёл, и те, кем сегодня предстоит «управлять».
— И всех люблю,-словно отвечает на мои мысли Вера Кобзарь. — Есть у меня помощники. Настоящие. С которыми работаем, что называется, плечом к плечу. И с которыми очень многое предстоит теперь делать.
— Почему именно сейчас решили провести писательские перевыборы?
— Начало года, как раз закончился пятилетний срок полномочий избранного председателя. Утвердили новый состав правления, озвучили концепцию его деятельности. На учёте в организации у нас сейчас 57 человек, и явка на этот раз была на удивление дружной. В структуре организации, наряду с правлением, теперь три заместителя: литературно-художественный совет возглавил Олег Тарасов, зам. по менеджменту и организационно-правовым вопросам — Сергей Бережной, по связям со СМИ, организациями и соцсетями — Геннадий Алёхин. До начала февраля будет представлено новое положение о секциях: прозы, поэзии, критики, краеведения. Их тоже будут вести члены Союза писателей. Хотелось бы в перспективе создать и секцию пишущих для детей.
— Что будет с издательской деятельностью?
— У нас сейчас два издания — уже известный читающим белгородцам литературно-художественный альманах «Светоч» и второй — «Пересвет», с акцентом на патриотическую направленность. Издание первого альманаха к настоящему времени практически угасло, в том году вышел всего один
номер. Никто уже не хотел заниматься, деньги небольшие, а работы и времени уходит море. На «Пересвет» нашли средства, выиграв местный грант управления культуры. Выпустили два номера, формируется очередной. Формы работы надо менять по всем направлениям.
— Так решил новый состав правления?
— Время требует. Система финансирования с 2018 года изменилась, теперь все выделяемые средства надо подкреплять планированием определённой деятельности, с охватом конкретной аудитории. Хотя, так ведь было всегда: с одной стороны — творческие люди, с другой — зрители-участники семинаров, встреч, лекций, фестивалей.
— А что будет самым сложным в дальнейшей работе?
— Последние полтора года стали такой школой, что о самом сложном, наверное, уже говорить не приходится. Сложность сейчас в том, чтобы Союзу устоять теперь уже в новых рамках. А нужно и подняться на новую высоту. Не секрет ведь, что в глазах молодых он давно начал «сползать» с прежнего пьедестала. Шутка ли: 20 лет не проводились семинары для молодёжи. То, что в прошлом году мы сгруппировались и выиграли президентский грант «От поколения к поколению», а потом провели в его рамках конкурс-семинар «Новые имена Белгородчины», стало настоящим прорывом к диалогу с пишущими и творческими людьми разных возрастов. С лауреатами на выступлениях знакомились библиотекари, запланировали их встречи со своими читателями.
— Сейчас, помимо Союза писателей, работают вполне независимые поэтические студии, в одном Белгороде их несколько…
— Да, конечно. Пример создания одной из них — студия «Пробел» при Белгородской областной научной библиотеке. Я знаю, кто-то из этих студийцев приходил сначала в работавший при Союзе «Светоч», но не нашлось созвучия с критикой корифеев, не сложилось творческого взаимопонимания. Вот и создали что-то своё.
— Не всякий может выдержать жёсткую критику. Легче уйти и издаться за свои средства, что сейчас наблюдается повсеместно.
— Но далеко не всякий может и увидеть себя со стороны. Тому примеров огромное количество. Без критики и хорошей консультации у большинства просто нет роста. Это и есть одна из наших текущих задач. Сейчас идёт смена поколений, мировоззрений. Нужно растить новых творцов, омолаживать саму писательскую организацию. Ведь к настоящему времени и сами студии «постарели», был мал приток молодёжи. После семинара-конкурса «Новые имена Белгородчины», я знаю, в одну «Младость» пришло сразу несколько человек. К тому же, многие общаются и между студиями. И это очень хорошо.
Одна из проблем становления будущих членов Союза писателей сложилась на областном уровне: заглохли связи с районами, и это ни к чему хорошему не привело. Нередко приезжают для вступления в организацию люди уже с книгами, с определёнными амбициями, но на федеральном уровне такое никто не утвердит. Сейчас мы планируем не менее раза в квартал собираться и делать выезды на районные чтения, мастер-классы.
— А кто же он сам, новый председатель Союза? — такой вопрос сейчас наверняка задают многие, кто знаком просто со стихами Веры Кобзарь.
— Через два года будет уже 40 лет, как я пришла сюда, совсем юной девушкой. Председателем тогда был Игорь Андреевич Чернухин, которому был нужен бухгалтер.
— Так всё началось… с бухгалтерии?
— Не всё так просто (улыбается). Хотя -фактически так. Сама я из села Краснота-ловка Волгоградской области. Исконные земли донского казачества. Музыку поэтической речи с детства передавал любимый дед, Дмитрий Максимович Кобзарь. Кучу сказок переслушала, совсем малолетней девчушкой засыпая рядом. Семейный уклад заложил и основы православной веры. Дедушка, помнится, всегда брал с собой за ветками для украшения хаты на Троицу: «Пидэмо, унученька, гилкы ломать!». А вокруг красота: река Бузулук, белёные хаты, зелень садов. Дома — мама-рукодельница, иконы в красном углу, завешанные расшитыми рушниками…
— Получается, поэзию в душе закладывало само детство.
— Так и вышло. Но семейные обстоятельства сложились так, что все сроки поступления на литфак я пропустила. А потом, поскольку с математикой было тоже всегда хорошо, стала экономистом.
— А как шло приобщение к писательскому миру?
— Очень активно. Как только устроилась в местное отделение Союза писателей России, то всё это сразу стало частью моей жизни. Виталий Волобуев, Михаил Дьяченко, Виктор Мерзляков, Женя Ромашов. Александр Константинович Филатов занимался консультированием начинающих. Беспристрастно разбирались и рукописи, и каждый вышедший в печать сборник. Видя это, далеко не сразу решилась показать собственные стихи, которые писала с детства.
— …А сейчас у вас уже пять книг. Что же, остаётся пожелать, чтобы время на творчество, несмотря ни на что, всё—таки оставалось. А Союзу писателей — достойного нового пополнения.
— Спасибо. Будем стараться.
ФОТО ВИКТОРА ЧЕРЕВАТЕНКО