■ Спрашивали? Отвечаем!
Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда —в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
ВОПРОС:
Приобрели мобильный телефон. По истечении трех дней работы он стал быстро разряжаться. В салоне деньги мне отказались возвращать или обменять телефон. Взяли на проверку качества. С момента, как сдали телефон на проверку, прошло почти два месяца. Что делать? Марина ПЕТРОВА
ОТВЕТ: В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. Вы обратились в этот срок.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Временной срок проведения экспертизы зависит от требования, которое предъявил покупатель в претензии. Причём в установленный законом срок должны войти не только время проведения экспертизы, но и удовлетворение его требования (возврат денежных средств, уменьшение стоимости, замена товара или ремонт).
Экспертиза должна быть проведена в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
— если потребитель требует устранение недостатков товара, срок проведения проверки качества, экспертизы и ремонт вместе не могут превысить 45 дней;
— если потребитель требует замены товара, то срок проведения проверки качества, экспертизы не могут превысить 20 дней, а срок обмена товара может увеличиться до месячного срока, в случае, если такой товар отсутствует на предприятии на момент предъявления такого требования продавцу;
— если потребителем заявлено требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы, соразмерном уменьшении покупной цены товара, то экспертиза должна быть проведена в течение 10 дней и в этот срок должны быть возвращены денежные средства.
В вашем случае, так как вы обратились по недостатку смартфона в 15-дневный срок от момента оплаты товара и предъявили требование о возврате денежных средств, проверку качества и возврат денежных средств продавец должен был произвести в десятидневный срок. Важным моментом является предъявление требования о возврате денежных средств — в письменной претензии к продавцу, чтобы в дальнейшем, вы смогли потребовать выплату неустойки за нарушение срока, установленного законом для выполнения требования потребителя, в размере 1% от стоимости товара.