С юмором — в Новый год и по жизни

С юмором - в Новый год и по жизни

Встреча для вас

В начале нового года, когда ощущение всех достигнутых побед и поражений сливается в один итог, переживаемый всегда поразному, мы решили встретиться и пообщаться с Евгением Крамскимчеловеком, теснейшим образом связавшим жизнь белгородцев с юмором.

Крамской известен и замечателен, на наш взгляд, прежде всего тем, что при любых политических и экономических пертурбациях в стране находился в самой гуще её событий и при этом умудрялся организовывать и воплощать в жизнь исключительно собственные, авторские проекты. Не все они выжили и дошли до настоящего времени, но бесстрашно возникали и существовали рядом с государственными «монстрами», внося свежий ветер в жизнь молодёжной арт-среды и её экспериментаторов. И сегодня опыт прошлого очень пригодился для информационной творческой студии «Хорошие идеи», которой Евгений руководит уже более восьми лет. В её рамках родился хорошо известный белгородцам театр «Две обезьяны», а недавно заработали мастер-классы проекта «Клоунская лаборатория. Дети». Благодаря полученному в 2019 году президентскому гранту студия уже приглашает детей на бесплатные занятия по театральной клоунаде и актерскому мастерству. Детский театр «Весёлые носики» — звучит неплохо!

Женя, у тебя уже большой опыт. А вот скажи, насколько проще или сложнее жить с юмором?

Если говорить о юморе совершенно серьёзно, то он только помогает. Сейчас сама жизнь становится очень сложной, быстрой и непредсказуемой. Я каждый день встречаю людей очень серьёзных и очень их жалею. Они не могут расслабиться. А ведь серьёзные вещи говорятся достаточно легко — вспомните великих драматургов — Шекспира, например, или того же Чехова. И ведь действо, на первый взгляд и чаще всего, разворачивается в рамках комедийного сюжета. Слушаешь, смеёшься, переживаешь — потом всё заканчивается, и ты вдруг осознаешь, насколько серьёзные вещи говорились. Это целое искусство.

А как вы объясняете такие вещи детям из «Клоунской лаборатории»?

— Во-первых мы показываем им, что всё веселье, и спонтанное в том числе, создаётся заранее. Поясняем принцип Сomedy Club, который они тоже смотрят. Клоун ведь не просто мим, он вбирает в себя массу актёрских профессий. Артист, музыкант, акробат… Мы закладываем это развитие через игру, в процессе которой надо решать разные задачи, входя в образы. Например, маленькие у нас проходят «над пропастью» по верёвочке, перепрыгивают «с островка на островок» и т.д. Домашние задания тоже выполняют.

Помимо школьных? Это как же надо увлечься, каким быть собранным. Наверняка с родителями связь держите?

Держим. Прямую, и по телефонам, в чатах. А потом, ведь действительно делается всё только с увлечением. Зато через непродолжительное время уже видно, как ребёнок меняется.

Я знаю, вы работаете и с больными детьми. Насколько с ними сложнее? Ведь онкологияболее чем неутешительный диагноз.

Детям с ограниченными возможностями здоровья для результата нужно немного больше времени. И больше терпения. А вообще дети — они всегда дети, и если они могут здесь и сейчас заниматься, то это значит, что они относительно неплохо себя чувствуют. Им не менее интересно развивать актёрское мастерство, умение рассказывать истории, произносить скороговорки, играть. Восторг, радость от участия в таких занятиях — лучший результат, важный для оздоровления. Так вот потихоньку растим детскую клоунаду, в том числе взаимодействуя с региональной организацией «Белогорье против детского рака». К ней, кстати, добавилась ещё и подростковая: есть у нас студия, которую организовали совместно с городской библиотекой №19. Будет здорово, если юмор уже с детских лет будет помогать человеку легче подходить к сложной ситуации, помогать подниматься над ней и уметь взглянуть на всё со стороны.

Это и есть кредо, которому вы следуете на ваших клоунских спектаклях?

— И в клоунских, и в драматических.

Где ваша артистическая команда запасается потенциалом, в чём его секрет?

— Конечно, для реализации всех творческих идей напрягать мозг и быть в русле актуальных тем надо постоянно. Но мне нравится на этот счёт высказывания психолингвиста Татьяны Черниговской: «Мозг должен тяжело работать. Если вы ляжете на диван и пролежите там полгода, то вы больше не встанете». А скрепляет нашу творческую лабораторию дружба. Хотя, какой-то особенной дружбы, может быть, и нет, но всё-таки именно благодаря ей мы достаточно много времени проводим вместе. Общение на репетициях затягивает незаметно так, что порой на недели забываешь об остальных друзьях. А потом ещё и дни рождения, праздники всякие, проводы зимы…

Проводы зимы? Это чтото в народных традициях?

Мы их с удовольствием интерпретируем по-своему! Как и всё остальное.

И как же интерпретируете? По всем сезонам?

— Ну, проводы зимы всегда связываем с масленичными традициями. Избираем предмет для сжигания, вкладываем в него весь накопившийся негатив. В этот сезон, например, сжигали старое кресло. Возможны варианты из других, зарубежных традиций — фигура, изображающая начальника, злодея-соседа.

Мрачная картина. Ну, а как у вас со встречей весны?

— О, весна… Её мы встречаем сразу же после проводов зимы. Она бежит к нам издалека, такая вся юная, ещё ничем не прикрытая, а мы её встречаем… И одеваем.

Вот это да! Прямо стесняюсь спросить, что происходит в другие сезоны.

— Ну, лето для нас ни с какими особенными ритуалами не связано. Встречаем его повсюду, где только можем — на пляже, в воде, в камышах, в самых неожиданных местах, пугая людей, развлекая себя. Так доходит и до встречи осени.

Праздник урожая?

— Да. Чтобы его отпраздновать, мы сначала собираем весь урожай, сносим его в огромную кучу и садимся вокруг… А потом начинаем уничтожать!

Что бы ты в конце нашей беседы мог посоветовать людям, которые об итогах прошедшего года сокрушались, от наступившего ничего хорошего не ждут?

Возможно, их «символ года» пугает. Крыса из восточного календаря, она такая: женщины визжат, мужчины не хотят ловить, дети боятся… Стоит рассмотреть означенный символ повнимательнее и порадоваться тому, что в нём есть хорошего. Острые зубы — отсутствие проблем с кариесом, прекрасный аппетит — залог здоровья, склонность к созданию припасов — покровительство всем возможностям запасать, чтобы безбедно жить. А пожелание хорошо звучит в контексте нашего народного опыта: чтоб мышка хвостиком махнула — и пусть прилетят удача, счастье в каждый дом.

На фото из архива театра «Две обезьяны»: Евгений Крамской и Юрий Чуев.