■ Имена Белгородчины
12 января исполняется 130 лет со дня рождения известного тифлопедагога и писателя—символиста.
Всю жизнь Ерошенко изумлял окружающих своими навыками общаться, ориентироваться в путешествиях и всегда достигать целей. Это был совершенно особый путь незрячего длиною в 62 года -от ученика московской школы для слепых в начале жизни до основателя первого республиканского детского дома для слепых в Туркменской ССР… В становлении педагогики слепых, когда свой опыт передают детям сами незрячие, Ерошенко принадлежит важнейшая роль. Его опыт, основанный на опыте школ для незрячих Британской Бирмы и Индии, по-своему отражает вехи этого пути.
1890. Село Обуховка Старооскольского уезда.В молодой семье родился второй сын, третий ребенок. Спустя четыре года Вася ослеп. Но семья дала уникальный опыт: родители не ограничивали свободу сына, обучая и воспитывая его, как и остальных своих шестерых выживших детей.
1899-1907. Москва. Школа для слепых детей, вторая такая школа в России, созданная в 1882 году пастором Генрихом Дикгофом. Здесь дали знания чтения, письма, счета, ремесла щеточника и корзинщика, навыки игры на скрипке. Но преодолению страха и неуверенности перед большим миром зрячих людей, как и самостоятельности в передвижении незрячих тогда еще не учили.
В 1908-1911 годы Василий работал в московском оркестре слепых, самостоятельно зарабатывал на жизнь в столице. Невозможность продолжать учиться после школы, продолжать образование… Выходом стала случайная встреча с учителем английского Анной Шараповой. Изучение английского и эсперанто (а иностранные языки тогда незрячим не преподавали). Кружок эсперантистов тепло принял незрячего юношу. Ерошенко не только учился общаться со зрячими людьми, но видел себя в будущем и среди пропагандистов языка эсперанто.
1912. Норвуд, предместье Лондона. Первая зарубежная самостоятельная поездка незрячего эсперантиста Василия Ерошенко, организованная к 25-летию языка эсперанто. В Норвуде Ерошенко проучился два месяца, предварительно усилив знание английского с Уильямом Филлимором и Уильямом Мэрриком. Здесь он впервые встретил незрячего наставника, с которым затем общался всю жизнь, и который, по-видимому, разработал план отправить Ерошенко на обучение массажу в Японию. В Британии Ерошенко освоил английский разговорный язык, английский Брайль и краткопись, вероятно, технику ходьбы с тростью, приобрёл печатную машинку, которая могла набирать тексты Брайлем и обычным плоским шрифтом. Речь шла о подготовке юноши к самостоятельной жизни с профессиями лектора, педагога, секретаря. Колледж в Норвуде давал право преподавать другим незрячим. В России же незрячих преподавателей тогда просто еще не было из-за недоступного им высшего образования.
1914-1916.Токио. Обучение японскому языку, массажу, музыке в Токийской школе слепых. Поездка Ерошенко была тщательно продумана и подготовлена, письма были направлены в Министерство иностранных дел и Министерство просвещения Японии. За всю предыдущую историю Токийской школы Василий был вторым иностранным студентом, не считая китайцев и корейцев. Он получил свидетельство об окончании курса японского массажа (амма) уже летом 1916 года. В Японии Ерошенко начал выступать с пением и музыкальными номерами на собраниях эсперантистов, публиковаться в журнале Токийской школы слепых «Свет шестиз-вездия». Первые публикации: «День Воскресения Христова», «Положение дел в частной Московской школе слепых в России». В обычных журналах — «Дождь идёт» и «Рассказ фонарика».
Увлечение идеями веры бахаи и финансовая поддержка американской представительницы бахаи Агнесс Александер позволили Ерошенко посетить Таиланд (полгода он зарабатывал на жизнь массажем в русских ресторанах Бангкока) и Британскую Индию — Бирму.
1917-1919. Бирма и Бенгалия. Здесь Ерошенко получил место преподавателя в миссионерской школе для слепых мальчиков-бирманцев в Моулмейне. Здесь он впервые услышал о большой ценности своего опыта.
В конце 1917-го Василий остался без финансовой поддержки отца и Агнесс Александер. 27-летний Василий учился жить самостоятельно. Он посетил несколько школ для слепых в Британской Индии. В Калькутте жил в доме незрячего основателя школы для слепых Лал Бихари Шаха, был в имении Тагора Шантиникетан.
1919-1921. Япония. Ерошенко стал японским писателем и лектором-пропагандистом эсперанто,а ещё — идей анархизма и христианского социализма, с лёгкостью выступал перед огромными залами. Это приводит к его высылке правительством Японии. Но в 1921 и 1924 годах выходят в свет три сборника произведений Ерошенко на японском языке.
1922-1923. Пекин. Ерошенко преподаёт зрячим студентам Пекинского университета и колледжа эсперанто, посещает Всемирный конгресс эсперантистов в Хельсинки, Москву, Обуховку и снова возвращается в Пекин. Вышел его сборник на эсперанто «Стон одной одинокой души».
1923-1925. Жизнь в Европе. Возвращение на Родину. Принимая участие в конгрессах эсперантистов в Нюрнберге и Вене, Василий изучал в Европе передовые методы образования слепых. Вернувшись в Москву, он стал преподавателем Коммунистического университета трудящихся Востока и обучал русскому языку зрячих японцев, затем уехал преподавать в Понетаевскую профтехшколу слепых в Нижегородской области.
1934-1945. Туркмения. По приглашению министерства просвещения Василий Ерошенко создаёт сначала ремесленные мастерские для незрячих, а потом детский дом на сорок учеников, по типу существовавших в Британской Индии. Он разработал туркменский Брайль и организовал выпуск первых учебников для незрячих на этом языке. Ученики пятиклассной школы изучали туркменский, русский, английский языки и знали об эсперанто.
1945-1946. Подмосковье. Загорская музыкальная школа-интернат для ослепших воинов. Ерошенко преподавал систему Брайля, русский язык, литературу, учил чтению и письму по Брайлю взрослых, потерявших зрение на войне.
Василий Яковлевич стал первым преподавателем английского языка в Московском институте слепых, когда это преподавание было введено в старших классах. При помощи У. Мэррика он выписывал словарь и британские журналы для незрячих, развивал у учеников навыки устной речи и общения.
1949-1951. Ташкент. Последние годы работы. Отделение Узбекского общества слепых, где Ерошенко преподавал взрослым незрячим в вечерней школе ликбеза…
Настоящий учитель — это тот, которого помнят его ученики. Ученики Василия Яковлевича стали известнейшими журналистами, педагогами, деятелями общественного движения слепых. Ученик Ерошенко востоковед Виктор Першин стал и моим учителем. Мы помним.
Юлия ПАТЛАНЬ, руководитель Международной научно—исследовательской группы «Василий Ерошенко и его время»
Фото persons-info.com