«Началось бессмертье. Жизнь оборвалась…»

«Началось бессмертье. Жизнь оборвалась…»

К 75-летию Победы

На днях исполнилось 95 лет со дня рождения Героя Советского Союза Вальдемара Сергеевича Шаландина. Он погиб в возрасте 18 лет, защищая нашу Родину.

Вальдемар Сергеевич Шаландин родился 12 декабря 1924 года в Москве в семье военнослужащего. Окончил среднюю школу. В 1942 году призван в Красную армию и направлен на учёбу в танковое училище, находившееся в Ташкенте. В феврале 1943 года после окончания танкового училища был направлен в 1-ю танковую армию Воронежского фронта и получил назначение на должность командира танкового взвода 1-й гвардейской танковой бригады. 6 июля 1943 года гвардии лейтенант В.С. Шаландин со своим экипажем — старшими сержантами В.Г. Кустовым и В.Ф. Лекомцевым, сержантом П.И. Зелениным — погиб в бою у села Яковлево. В.С. Шаландин похоронен в братской могиле в посёлке Яковлево.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года Вальдемару Сергеевичу Шаландину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В наградном листе было сказано: «В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил отвагу и геройство. 6 июля 1943 года выполняя приказ командования, не пропустить танков противника в дер. Яковлево, несмотря на беспрерывную бомбёжку с воздуха и артиллерийский огонь противника, тов. Шаландин на протяжении восьми часов геройски вёл неравный бой с врагом. Своим танком уничтожил: два немецких танка Т-6 «тигр» и один средний танк, отбивал танковые атаки противника, проявил умение и находчивость. Тов. Шаландин сгорел вместе с танком на месте, где было приказано держать оборону его взводу. За геройство, отвагу и мастерство, проявленное в боях, достоин присвоения звания Герой Советского Союза с награждением ордена Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Биография Вальдемара Сергеевича Шаландина в исторических справочниках и энциклопедиях отражена краткими данными, но за скупыми строками — жизнь, полная борьбы. Судьба Героя отражает судьбу поколения, о котором сказал ровесник Вальдемара Сергеевича писатель-фронтовик Борис Васильев: «Порой я с густой горечью думаю, кем мы не стали. Мы не стали Пушкиными и Толстыми, Сурико-

выми и Репиными, Мусоргскими и Чайковскими, Баженовыми и Казаковыми. Мы не стали учеными, инженерами, рабочими, колхозниками. Мы не стали мужьями, отцами, дедами. Мы стали ничем и всем: землей. Потому что мы стали солдатами».

Подвиг молодёжи огненных сороковых годов, чья юность выпала на военное лихолетье, отразили участник Курской битвы, кандидат исторических наук Г.А. Колтунов и кандидат исторических наук С.И. Исаев в своём исследовании «Твои Герои, Курская дуга». Они приводят следующие данные: «Из общего числа Героев Курской битвы этого звания было удостоено в возрасте до 20 лет 42 человека, от 21 года до 25 лет — 88».

В 1976 году на карте города Белгорода появилась улица Шаландина. О его подвиге напоминает мемориальная доска, установленная на доме №1 по этой улице. На высоком постаменте в районе Яковлево установлен бюст Вальдемару Сергеевичу Шаландину. Также жизнь и подвиг героя отражают уникальные экспонаты музея-диорамы. Фотографии, рисунки, письма Вальдемара Сергеевича родным передала в фонды музея его племянница Виктория Викторовна Черненко.

Один из самых трогательных документов, который поражает своей искренностью и честностью — письмо Вальдемара Шаландина директору спецшколы с просьбой о зачислении. Он пишет: «Я хотел подать заявление о моём поступлении в специальную школу, но от секретаря получил отказ принять моё заявление. Товарищ директор, я уже окончил 7-й класс и в данный момент я обучаюсь в 8-м классе. 7-й класс я закончил в г. Бердичеве, а в августе переехал в Москву. У одного товарища, который был вместе со мной в пионерском лагере, я узнал, что набор в спец. школы кончился. Так я остался вне её. В этом году я узнал о новом приёме учащихся в специальные школы и решил поступить. Но этому препятствует одно то, что я уже учился в 8-м классе, и Вы можете быть такого мнения обо мне: я, поступив в спец. школу, задался мыслью, что я учил это уже раз и больше мне этого знать не надо, в результате чего у меня будут плохие отметки, то я потяну свой взвод и батарею назад. Товарищ директор, постараюсь разуверить Вас в этом. Поступаю в спец. школу я не изза формы и не изза того, что на меня будут обращать внимание все прохожие по улицам и соседи дома, а изза того, что хочу заложить фундамент, притом основательный фундамент знаний и стать хорошим командиром Красной Армии. Я обязуюсь учиться в спец. школе только на хорошо и отлично и быть всегда примером в дисциплине. Товарищ директор, я заверяю Вас в том, что, моё обещание не останется просто пустым обещанием. А будет подтверждено на факте. Правда, сознаюсь Вам откровенно в том, что мне очень труден немецкий язык. Ибо я учу его 1-й год, но уже имею некоторые сдвиги в работе. Слушая небольшой доклад товарища полковника на вечере 25.5.40 г. мне пробудилось ещё с большей силой стремление поступить в специальную школу.

Поступить в специальную школу и хорошо учиться меня обязывает ещё то, что мой отец командир РККА.

Товарищ директор, ещё раз прошу Вас зачислить меня в специальную школу.

Ученик 8-го кл. «А» 427-й школы. В.С. Шаландин.

По успеваемости я обязуюсь иметь следующие отметки:

Русская литературахорошо

Алгебраотлично

Геометрияотлично

Физикахорошо

Химияотлично

Географияотлично

Немецкий

Анатомияотлично

Историяотлично

Черчениеотлично

Воен.делоотлично

Физкультураотлично

Поведениеотлично

В.С. Шаландин.»

И ещё один уникальный документ -почтовая карточка родным. Несколько строк четкого каллиграфического почерка: «Папе, Маме и Люде! …ждите меня и я вернусь, только очень ждите!.. Вова». Карточка датирована 1 мая 1943 года. Симоновские строки надежды остаться в живых… Многие посетители музея со слезами читают этот документ, зная, что спустя всего несколько недель герой погиб.

О его судьбе рассказывает экспозиция «На земле опалённой» и временные выставки музея. Судьбу Вальдемара Сергеевича Шаландина и жертвенные судьбы воинов его поколения отражают и строки погибшего на войне поэта Николая Майорова:

«…Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

Не все умрет.

Не все войдет в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы…»

Ольга КВИТКО, старший научный сотрудник музеядиорамы

На фото из свободных источников — памятник В.С. Шаландину в п. Яковлево.