Об этом уголке белгородского края можно сказать в нескольких словах: красота, благодать, гармония… Борисовский Богородицко—Тихвинский женский монастырь. В этом году исполняется 305 лет со дня его основания. История монастыря исчисляется веками. Что она нам расскажет?
Во славу Полтавской победы
1709 год. Северная война между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Российский император решает дать генеральное сражение шведам и назначает его на 26 июня. Именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконы. Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала.
Отправляясь на Полтавское сражение, Шереметев дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы. Во время битвы, командуя центром русской армии, фельдмаршал отличился беспримерным мужеством. Находясь под огнем, он остался невредимым даже когда пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.
Возвращаясь после победы из-под Полтавы, Петр I заехал к своему соратнику и другу Шереметеву в имение Борисовку в Курской губернии и прогостил там шесть недель. Здесь фельдмаршал и поведал государю свое желание построить женскую обитель. Возможно, что Петр I сам выбрал место для будущего монастыря. Обозревая окрестности, он обратил внимание на гору над речкой Ворсклой, приказал изготовить большой деревянный крест и собственноручно водрузил его на вершине, назначая тем самым место для построения будущего Преображенского храма. Главная же церковь, уже по воле графа Шереметева, была устроена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а монастырь получил наименование Богородицко-Тихвинского. Борис Петрович подарил в обитель «знаменосную» Тихвинскую икону, ту самую, что сопровождала его в Полтавском сражении.
К 1713 году для монахинь были выстроены и церковь, и колоколенка, и погреба, и «светлицы», разбиты монастырские сады с яблоневыми, грушевыми, сливовыми деревьями. С основанием женской обители Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, а потом и других художников для иконописных работ в возводимых монастырских церквях и обучения монахинь и местных жителей основам ико-нописания.
Расцвет монастыря
Иконописное дело в Борисовке привилось и настолько окрепло, что уже в начале XIX столетия о борисовских иконах знала вся страна. Поначалу немноголюдный женский монастырь в XIX веке стал разрастаться, развивая церковные промыслы и активно отстраиваясь. Иконопись, киотный, позолотный и иконообдельческий промыслы славили Тихвинскую обитель в соседних областях и приносили достаток.
Монастырь представлял собой практически город, который полностью себя обеспечивал. Стояли 40 двухэтажных корпусов, свои больница, фермы, теплицы. Самым развитым промыслом была иконопись: в мастерских трудилось около 600 иконописцев, столько же их учеников и 600 иконообделочниц.
Но близился неспокойный XX век. Страна жила в ожидании перемен. В начале 1900-х годов профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Александрович Бронзов посетил Борисовскую пустынь и описал свои наблюдения в небольшом труде «В Борисовском Тихвинском женском монастыре». Эта работа вышла в журнале «Странник» за 1907 год. «В Грайворонском уезде Курской губернии есть обширнейшая слобода Борисовка, превышающая числом своих жителей даже губернские города….» — этими словами начинаются заметки Бронзова. Профессор посредством собственных впечатлений восстанавливает перед читателем живую картину обители и переносит его на более чем сто лет назад. Бронзов с горечью рассказывает, как сожгли домик Петра Великого и красивейшее здание, некогда принадлежавшее управляющему шереметьевского имения, говорит и о прочих поджогах. Но есть строки и о светлых моментах. Профессор с теплотой описывает борисовцев, воодушевленно передает атмосферу быта самого Тихвинского монастыря, обращается к истокам его истории.
Разруха и забвение
После Октябрьской революции ситуация для борисовской обители изменилась кардинально. В августе 1923 года началась опись монастырского имущества, а после было решено часть его раздать по детдомам, больницам и клубам, другую — продать на рынке, а деньги использовать для нужд местного исполкома на обмундирование милиции. К концу месяца монастырь ликвидировали, сведено на нет огромное благополучное хозяйство. В келейных корпусах разместился детский дом «Новый свет» имени Карла Либкнехта, который позже сменила школа-интернат. После Великой Отечественной войны на месте бывшего монастыря доламывали уже только фундамент монастырских построек, было полностью уничтожено обширное монастырское кладбище, на месте которого посадили фруктовый сад. Два храма — Тихвинский и Преображенский — были разрушены до основания. В больничной Николаевской церкви сделали актовый зал.
Возрождение
Прошло немало лет, прежде чем Борисовская обитель стала подниматься из развалин. 11 декабря 1999 года на месте разрушенного Богородице-Тихвинского монастыря установили поклонный крест, который освятил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. По его благословению каждый год 9 июля, в день празднования явления Тихвинской иконы Божией Матери, совершался крестный ход от Свято-Михайловского храма посёлка Борисовка на гору к поклонному кресту. В 2009 году школу-интернат закрыли. Вскоре после этого на месте бывшего монастыря начала работать группа архитекторов церковно-краеведческого общества Преображенского собора Белгорода с целью сохранить как архитектурный памятник несколько строений, оставшихся от монастырского ансамбля.
2 ноября 2010 года впервые после разорения обители в бывшем, случайно уцелевшем монастырском больничном корпусе был отслужен водосвятный молебен с акафистом. В 2014 году, спустя 300 лет после основания монастыря, по благословению преосвященного Софрония, епископа Губкинского и Грайворонского, обитель начала возрождаться. Здесь поселились шесть насельниц. 29 июня 2014 года в единственном сохранившемся Николаевском домовом храме была совершена Божественная литургия, первая за 90 лет. В 2016 году 16 апреля монастырь утвержден Священным Синодом Русской православной церкви в своем статусе, а 23 апреля возведена в игуменский сан монахиня Иова (Иванова).
В середине двухтысячных годов в Белгороде вышла книга «Борисовская Богородицко-Тихвинская обитель: история основания, ее подвижники, чудеса при Тихвинской иконе Божией Матери». Ее составители -священник Сергий Дергалев и историк Павел Субботин. Это издание можно назвать первым современным, уникальным источником обо всем, что связано с борисовским монастырем. В нем не только история его создания. Тщательно собранные архивные документы повествуют, например, о том, как в его стенах развивалось подвижничество. Ведь борисовский монастырь явил целый сонм иноков, которых и после смерти помнили за подвиги во славу православной веры. Отдельная глава книги посвящена чудесам Тихвинской пустыни. Например, по преданию, Богородица явилась разбойникам, решившим ночью поджечь монастырь. Видение навело на них страх, и они поспешили удалиться, поняв, что сама Царица Небесная явилась им, чтобы удержать от злого умысла. Мучимые укорами совести, злоумышленники сами рассказали монахиням о святотатственном намерении и о том, как Пресвятая Богородица не допустила их привести это намерение в исполнение. Один из самых любопытных моментов книги — это страницы дневника неизвестной монахини Борисовской пустыни, повествующие о сновидениях и видениях этой женщины. В завершение приведены сведения о явлениях Тихвинской Богородицы, а также включены молитвы Ее иконе. Книга замечательно оформлена и иллюстрирована фотографиями и репродукциями отличного качества.
Между путевыми заметками петербургского богослова Александра Бронзова и книгой Сергия Дергалева и Павла Субботина — столетие. Есть что сравнить и над чем поразмыслить. Обе работы можно найти в отделе краеведческой литературы областной научной библиотеки.
Маргарита ТЕРЁХИНА, сотрудник отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки
На фото из свободных источников:
Богородице—Тихвинский монастырь до разрушения.
Сохранившийся корпус пустыни, бывшая школа—интернат.
Монастырь в наши дни.