■ Встреча
► В выставочном зале «Родина» состоялась встреча «Художник и медиапространство» в рамках выставки Ольги Поповой «Ливень в декабре», приуроченной к юбилею автора.
Раскинувшийся в просторных залах «Родины» вернисаж впечатляет: к своему юбилейному году член Союза художников России Ольга Попова наработала удивительное богатство. Масштабные, почти в размер самих стен, многокрасочные гобелены, легкие акварели с элементами архитектуры и пейзажа, многочисленные портреты -знакомых поэтов, журналистов, краеведов, художников… Об одном только образе Бориса Осыкова можно писать и писать. Серьезный, внимательный, открытый взгляд из-под густых бровей давно уже убеленного сединами летописца белгородской истории и культуры излучает такую проницательность и вместе с тем доброту, что хочется стоять перед ним бесконечно, радуясь тому, что и его запечатлела для нашей истории быстрая и точная кисть.
Ярко представляют стиль художницы абстрактные пятна света, динамичных линий и форм, в которых легко, пластично «живут» человеческие фигуры, тающие в океане своих переживаний и страстей. Перед началом встречи с Ольгой задаю вопрос ее старшему «коллеге по цеху» — Иосифу Бобенчику: что его смогло удивить на этой выставке.
— Сила! — убежденно отвечает Иосиф Демьянович, еще раз окидывая взглядом разнообразие окружающих нас картин.
— Какая сила? Мужская, женская? — невольно вырывается у меня в ответ.
Действительно, скрытой пружиной творчества здесь высвечивает яркий темперамент автора работ. О технике говорить не приходится, избранными для себя ее приемами Ольга Попова владеет в совершенстве: офорт, акватинта, свободное перо и тушь, ручное ткачество, новые эксперименты с материалом и цветом…
— Если я скажу «женская», то это будет еще более точно. Ведь что мужская? Это только начало. А женская — она все рождает, творит.
Мы рассматриваем один из самых больших гобеленов — «Из чрева большого взрыва». В окружении малых работ с обнаженными женскими фигурами, подсвеченный лучом прожектора, он занимает торцовую часть дальнего зала и сразу притягивает взгляд. Грубые материалы: шерсть, сизаль -волокно из свежих листьев растения рода агавы — в сочетании с рельефом плетения создают ощущение осязаемости акварельных переходов цвета, из глубин которых вырываются сияющие светом нити. Пожалуй, это своего рода квинтэссенция мастерства, выражения творческого кредо на сегодня.
Физическую Вселенную, где человек суть песчинка, и вселенную чувств и ощущений Ольга Попова не разделяет. Стоит лишь взглянуть на представленные иллюстрации стихов: Алексей Новицкий («Листьев помыслы чисты»), Николай Гладких («Царевна, спящая в груди»), Михаил Кулижников («Пейзаж с вечерним городом»). Безудержный эротизм поэзии Яна Крашека вдохновил на целую серию работ, где мы находим все: и те самые вольтовы дуги космического света, озаряющие абрисы человеческих тел, и летящую в пространство инфографику самих стихов:
«Замри, словесный ручеек уже ненужной подстраховки.
Сползает медленно чулок в мираж настольной полировки…»
Помимо чувственных образов, созвучие с которыми может найти здесь каждый, выставка Ольги Поповой «Ливень в декабре» знакомит нас со множеством лиц и мест, выводящих далеко за пределы Белгорода, и этим по праву, вкупе с высокой техникой, представляет автора как художника далеко не местного масштаба.
Художник, его творческий космос с одной стороны, а с другой — медийная среда, которая призвана так или иначе понять его, показать зрителю. Вопрос, объединивший всех собравшихся на творческой встрече: как писать об искусстве, как рассказывать о культуре молодым людям? Ведь не секрет, что динамика меняющейся жизни на рубеже столетий выработала уже и новый ее стиль, и «клиповое мышление» с фрагментарным восприятием окружающего, и взрастила кардинально новое поколение молодежи. Молодая команда белгородских журналистов продемонстрировала художнице посвященный ей короткий фильм «Погружение», созданный с большим энтузиазмом и самоотдачей с применением современных технологий и спецэффектов. Свои вопросы, под розыгрыш девяти акварелей-оригиналов от автора, задавали представители электронных и печатных СМИ, в том числе молодежь. Они все те же: ваша первая работа, творческие планы, мечты… Впрочем, банальных ответов от Ольги Поповой получить невозможно.
— Мечты? Нет, я не мечтаю. — Она задумывается. И вспоминает, что одной мечтой когда-то было посетить Лондон. Она исполнилась. Но если мечтами можно назвать стремления текущего дня, которые постепенно воплощаешь в жизнь, то да, это рядом с тобой всегда. Любая мечта для нее связана с целью.
Интернет художница посещает редко, в силу необходимости, хотя имеет и сайт. «Обновляю его раз в год», — признается она. Но с электронными ресурсами и даже с заработком через интернет знакома прекрасно. Период жизни в Москве, когда она ничего не ткала и сидела с внучкой, был использован продуктивно: писала статьи для журналов мод, рассказывала о гобелене.
— Я, конечно, умею писать сама, но каждый материал о своем творчестве жду с огромным вниманием, — признается Ольга Александровна. — Мне всегда интересно, каким будет взгляд со стороны.
К материалам об искусстве относится строго. Ее напрягает любой неправильный, неловкий термин, почти дословное использование того, что уже предлагает интернет. Огорчает и непонимание журналистами и даже редакторами СМИ того факта, что писать о культуре — это только видимая легкость. Подчас на открытие выставки посылают самого молодого сотрудника. А ведь это целое искусство — хотя бы попытаться приоткрыть такой огромный творческий мир художника, донести его людям.
Ирина ШВЕДОВА
ФОТО АВТОРА