Виктор Овчинников: «За Россию насмерть стоять!»

Виктор Овчинников: «За Россию насмерть стоять!»

4 НОЯБРЯ — ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

День народного единства мы отмечаем с 2005 года. До сих пор некоторые полагают, что новый государственный праздник пришел на смену привычному Дню Октябрьской революции, другие, не вникая в суть, вообще не понимают его происхождение. Что же мы отмечаем 4 ноября?

Урок истории по просьбе редакции газеты преподал нам сопредседатель Белгородского регионального отделения Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор», член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, главный редактор «Белгородской энциклопедии», заслуженный работник культуры РФ Виктор Овчинников. С ним накануне памятной даты встретился корреспондент «НБ».

— Виктор Васильевич, историю праздника мы связываем с народным ополчением, которое возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский в 1612 году. Что предшествовало знаменитому восстанию, какая ситуация сложилась в России в тот период?

— Понять историческое время «русской смуты» начала XVII века невозможно, если не разобраться в итогах «войны» царя Ивана Грозного с боярством как сходящим с политической сцены «правящим классом» Московского государства.

Трон Рюриковичей опору в народе утратил. Это проявилось не сразу. Еще какое-то время при царе Федоре Иоанновиче старой династии удавалось сохранять устойчивость власти. Но сначала на трон был возведен Василий Шуйский и вскоре свергнут, а затем на царство избран подросток Михаил Романов.

За свержением Шуйского укрепилась политическая линия остатков боярских сил на возведение на трон удобной фигуры и для себя, и для интервентов. Причем в жертву приносились национальные интересы, достоинство государства, русский патриотизм. Этим и объясняется чехарда Лжедмитриев, безвластие в Москве, засилье поляков и литовцев и, наконец, апофеоз — «семибоярщина», когда власть предателей бояр по сути могла привести к прекращению России как государства. Возведение же на трон молодого Михаила Романова давало надежду на собирание русских сил и возрождение государства. Основу этой надежды составили два новых института государственной власти — Земский собор и патриаршество, которое было учреждено в конце XVI века, прямо накануне Смуты. В Земском соборе удалось собирать народное представительство, что дало опору власти до появления нового класса дворянства, а патриаршество скрепило православной верой дух и силы народа.

— В чем проявилась, на ваш взгляд, сила русского характера и русского духа в 1612 году?

— История дает массу примеров, когда спасение России приходит оттуда, откуда никто и не ожидает. Ведь в период Смуты сколько воззваний к народу написал патриарх Гермоген. Но не откликнулась Москва, другие города. Вот, например, в Белгороде его воевода князь Петр Иванович Буйносов-Ростовский в 1607 году держался против самозванцев до последнего, сохраняя верность царю Василию Шуйскому. За это был казнен. Вот кому в нашем городе надо памятник возвести!

А что потом? Услышало призывы патриарха Гермогена Поволжье, собравшее ополчение, чтобы отправиться освобождать Москву. Было несколько попыток, а удалось собрать ополчение двум героям — Пожарскому и Минину. В документах сохранились сведения, как собирали деньги на ополчение, чтобы купить снаряжение. Даже детей продавали в собственность, чтобы со двора выставить воина. Знаете, руки трясутся, когда перелистываешь эти свидетельства прошлого…

Пожарский и Минин стали знаменем ополчения, символом патриотизма, так на века и остались в истории на Красной площади, воплощенные в скульптурной композиции. Но без духа героизма ничего не получилось бы. И вот тут-то свою великую роль сыграли лучшие представители духовенства. Они, как в старые времена Древней Руси, шли впереди и с иконами, и с мечами. Поэтому и пали «сидельцы-бояре» в Кремле. По сути, в день празднования иконы Божией Матери Казанской не только был освобожден Кремль от «семибоярщины», поляков и литовцев, но родился новый институт народной власти — Земский собор. Он вскоре возведет новую династию на трон, до времени «петровского» — дворянского защитит Россию, а значит, сбережет ее и укрепит.

— В чем народное единство проявляется в современной России?

— Мне представляется, что президент страны и его единомышленники правильно уловили ветер, подгоняющий корабль России. Ветер России — дух и душа народа Святой Руси. И именно символический день прекращения Смуты в день иконы Божией Матери Казанской вобрал в себя всё лучшее, что было и есть в нашем народе. День народного единства не в том, что все мы едины во всем, День народного единства в том, что всем, кому дорога «отчина и дедина», стоят насмерть за Россию и ведут тех, кто еще слаб духом и робок действием.

— Как лично вы отмечаете этот государственный праздник?

— По-разному. Иногда молюсь в монастырях с благодарностью игуменам за приглашение. Нередко стою в строю казачества Войска Донского Союза казаков России, как это делали почти четыре века мои предки. Два раза был на приеме президента России в Кремле. Иногда в паломничестве или в качестве путешественника.

Встречаюсь с учениками. Это уже зрелые люди, и с ними очень интересно пообщаться. И я, и они справедливо считаем, что народное единство — это очень серьезно. Такой праздник везде и всюду готовить надо серьезно и проводить на самом высоком уровне, чтобы дух захватывало и совесть пробуждало. По сути, это день рождения земской идеи народного представительства, а не бюрократических манипуляций. И ныне нам нужен Земский собор в форме национального собрания России, чтобы укрепить власть, помочь верным сынам и дочерям страны, одернуть впадающих в предательство Отечества.

Беседовал Владимир ПИСАХОВ

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ВИКТОРА ОВЧИННИКОВА