Николай Мантров: «Быть писателем — не дар, а наказание»

Николай Мантров: «Быть писателем - не дар, а наказание»

Память

В Белгородском литературном музее состоялась музейная гостиная «Я просто человек, и потому…», приуроченная к 70-летию со дня рождения драматурга, члена Союза писателей России Николая Мантрова.

Николай Мантров: «Быть писателем - не дар, а наказание»

На встрече учащиеся белгородского строительного и индустриального колледжей познакомились с жизнью, поэтическим и прозаическим наследием писателя. Белгородские писатели В. Молчанов, В. Колесник и Н. Грищенко поделились воспоминаниями о работе с Николаем Тимофеевичем Мантровым.

В литературном музее хранится архив писателя, который позволяет узнать его творчество.

Николай Тимофеевич родился 30 октября 1949 года в поселке Бабинка Воронежской области Аннинского района, где жил до восемнадцати лет. Окончил среднюю школу в соседнем большом селе Рамонье. В мае 1968 года был призван в армию, а в сентябре пришло сообщение о смерти матери. На похороны Николай Тимофеевич не успел — служил в Казахстане, в Карагандинской области в ВВС, ехать пришлось четверо суток.

После армии переехал в Белгород. По окончании курсов три года водил троллейбус. После этого двадцать лет проработал в пригородном совхозе «Дубовое» зоотехником на животноводческой ферме. В 1994 году по состоянию здоровья вышел на пенсию.

Его путь в литературу начался с юношеских незрелых стихов, затем появился интерес к драматургии. В 1983 году Николай Тимофеевич окончил факультет драматургии Литературного института им. А.М. Горького. За время учебы в вузе написал девять пьес и несколько рассказов.

В 1986-87 годах драматург работал над пьесой в двух действиях «Под пылью веков», посвященной проблемам освоения и разработки Курской магнитной аномалии. В 1987 году Белгородский драматический театр им. М.С. Щепкина поставил пьесу. Это была первая и единственная пьеса Н. Мантрова, сыгранная на сцене. Сам автор был разочарован постановкой: по его мнению, в спектакле была упущена главная мысль, а вместе с ней, видимо, утрачена и привлекательность этой пьесы для зрителей.

Николай Тимофеевич, получив одобрительные отзывы ректора литературного института В.Ф. Пименова, продолжал писать и тогда, когда его пьесы (а их, по словам автора, была куча) больше не ставились на сцене и почти не печатались. В 1993 году драма в одном действии «Дрогнувший мост» была опубликована в журнале «Странник» в Москве. Она относится к жанру мещанской драмы, очень увлекательному, но подзабытому. В 2001 году в альманахе «Светоч» в Белгороде была напечатана трагикомедия «Общество бездельников».

Несмотря на то, что Н.Т. Мантров был дипломированным драматургом, в круг литераторов он вошел как прозаик. В газетах и журналах публиковались и его рассказы. В 2002 году Николай Тимофеевич был принят в Союз писателей России. В том же году вышла его первая книга — небольшой сборник стихов под названием «Я иду по земле расхристанной». Писатель пробовал свои силы в разных видах литературы, в том числе и стихосложении. В его архиве сохранилось немало стихов. Сборник «пессимистических стихов с проблесками оптимизма», по определению самого автора, раскрывает внутренний мир героя, наполненный переживаниями, страданиями, горькими размышлениями, тоской по тому, что ушло в прошлое безвозвратно.

В 2004 году в Белгороде вышел в свет единственный сборник рассказов Н. Мантрова «День, когда кричат чайки». Он появился, когда писателя уже не было в живых. Николай Тимофеевич покинул этот мир в мае 2004 года. Но может ли уйти писатель, если созданные им образы продолжают жить?..

Однажды Николай Тимофеевич заметил: «Быть писателем — дело ответственное и трудное. И это не дар Божий, а скорее наказание Божье. Не спи ночей — пиши. Трудная это работа». Судьба не дала ему раскрыть в полной мере свой талант. Но его творческое наследие убеждает нас в том, что к трудной писательской работе он относился с большой ответственностью и внес заметный вклад в развитие региональной литературы.

Алевтина ОВЧАРОВА

ФОТО ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ

Exit mobile version