На высоком уровне

Уровень качества товаров и услугодна из самых обсуждаемых тем в мировом сообществе. Именно поэтому Европейская организация качества при содействии ООН 30 лет назад учредила Всемирный день качества. В 2019-м он отмечался вчера, 14 ноября. О значении высокого качества производимой продукции и оказываемых услуг редакции «НБ» рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Белгородской области Ольга Алексеева.

  Ольга Александровна, что под­разумевают    понятия    «качествен­ный товар» или «качественная услу­га»?

—  В первую очередь имеется в виду безопасность товаров для человека и окружающей среды, во вторую — удов­летворенность запросов и ожиданий по­требителей. По классическому опреде­лению качество — это совокупность тех свойств продукции, которые обеспечи­вают  ей  возможность  удовлетворения обусловленных  и  предполагаемых  по­требностей. Качество продукции или ус­луг — это не только основные характери­стики товара (услуги), но и возможность сбережения природных ресурсов, и без­опасность товаров (услуг) как для потре­бителя, так и для окружающей среды в целом.

В нашей стране право потребите­лей на качество и безопасность това­ров, работ и услуг установлено Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О техническом регулировании», техни­ческими регламентами. Закон о защи­те прав потребителей регламентирует взаимодействие сторон при выявлении недостатков и устанавливает ответ­ственность продавцов, изготовителей и исполнителей, если есть нарушения

прав потребителей на качество товара, работы, услуги. Речь идет о полном воз­мещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим качеством, компенса­ции причиненного потребителю мораль­ного вреда.

  Как обстоят дела с этим вопро­сом в нашем регионе? Как менялась ситуация,   например,   за   последние пять лет?

—  Темп роста оборота розничной тор­говли в Белгородской области за ука­занный период составил около 32 про­центов. Соответственно увеличилось и число обращений граждан в управление Роспотребнадзора по Белгородской об­ласти: за девять месяцев 2019-го нам поступило три с половиной тысячи пись­менных обращений, из которых почти 60 процентов отнесено к вопросам защиты прав потребителей. А в 2014 году было зарегистрировано  2,7  тысячи  обраще­ний, из них по вопросам защиты прав по­требителей — чуть более одной тысячи.

   На  что  чаще  всего жалуются белгородцы в Роспотребнадзор?

—  Большинство обращений сейчас ка­саются спорных вопросов при продаже промышленных   товаров   —   технически сложных, в частности, мобильных телефонов, обуви, мебели, строительных то­варов. В этом же рейтинге «лидируют» и предоставленные населению услуги -жилищно-коммунальные, связи, финан­совые и бытовые.

Кстати, если опять сравнивать пока­затели работы с обращениями в 2019 и 2014 годах, то в первую очередь отме­чаем, что преобладающими стали жало­бы не на сферу торговли, а именно на сферу услуг — 55 процентов от общего количества жалоб, что связано с ростом предложения населению разнообразных услуг.

Как Роспотребнадзор изучает си­туацию с некачественными товара­ми и услугами?

—    Наше   управление   осуществляет плановый  федеральный   государствен­ный надзор предприятий и организаций, предметом которого является соблюде­ние обязательных требований, установ­ленных санитарным законодательством и отдельными техническими регламен­тами.  При  проведении  плановых  про­верок для оценки соответствия активно используются лабораторные методы ис­следований. При обращениях граждан о нарушении прав потребителя проверка может быть организована только в том случае, если продавец, изготовитель то-

вара, исполнитель работ или услуг отка­зали потребителю в удовлетворении его законных требований, предъявленных до обращения в Роспотребнадзор. Также внеплановые проверки проводятся при поступлении информации о нарушениях, представляющих угрозу жизни и здоро­вью людей.

Недавно в практику ведомства вве­дена организация контрольных закупок, когда специалисты под видом покупате­лей приобретают товары. Контрольная закупка применяется в том случае, если иным способом установить нарушение прав потребителя невозможно. Управ­лением проведены пять контрольных за­купок.

Отмечу, что претензии по качеству товара потребитель в первую очередь должен направить продавцу или изгото­вителю, а государственный надзор осу­ществляется, если проблема не будет разрешена своевременно.

Беседовал Владимир ПИСАХОВ

ФОТО БОРИСА ЕЧИНА