Мы выстояли!

Развернувшиеся в ходе Курской битвы ожесточенные танковые сражения были непревзойденными по количеству танков. Особо упорные бои на южном фасе Курского выступа с вражескими дивизиями врага вела 1-я танковая армия на обоянском направлении. В память о ее воинах на мемориале «В честь героев Курской битвы» был установлен памятник — танк «Т-34».

На направлении главного удара врага в июле 1943 года оказался и 6-й танковый корпус 1-й танковой армии. В историю Кур­ской битвы вписаны сотни имен героев-тан­кистов. Они выстояли в тяжелейших боях, даже когда численность противника превос­ходила в несколько раз. Один из них — Герой Советского Союза Михаил Кузьмич Замула.

Он родился 24 октября 1914 года в ста­нице Крымская, ныне город Крымск Красно­дарского края. В 1942 году окончил Камы-шинское танковое училище. В боях Великой Отечественной войны — с ноября 1942-го. Лейтенант М.К. Замула — командир взвода 200-й танковой бригады 6-го танкового кор­пуса отличился во время боев на Курской дуге летом 1943-го.

На 8 июля по замыслу немецких воена­чальников намечалось окружение и разгром советских войск в районе села Верхопенье. Вечером 7 июля сюда для укрепления обо­роны спешно была переброшена 200-я тан­ковая бригада полковника Н.В. Моргунова.

С артподготовки и бомбардировки позиций советской армии началось наступление не­мецких соединений 48-го танкового корпу­са и частей дивизии «Великая Германия». В первой атаке позиций 200-й танковой бригады участвовало до шестидесяти фа­шистских танков, в том числе тридцать «ти­гров». Острие фашистского танкового кли­на оказалось направлено на крайний левый фланг бригады.

Там, на небольшом участке дороги, тя­нувшейся через Верхопенье к Обояни, обо­ронялся всего лишь один танковый взвод под командованием лейтенанта Замулы. Подпустив врага на 600 метров, он первым открыл огонь. С третьего выстрела поджег один «тигр», с шестого — второй. Взвод по­следовал его примеру — и запылали еще несколько фашистских танков. Так как их засада обнаружила себя, Михаил Кузьмич приказал сменить огневую позицию. Но те­перь противника не было видно: он остано­вился и, видимо, выжидал, чтобы наши танкисты обнаружили себя. Чтобы выяснить, где же находятся вражеские танки, лейте­нант сам произвел разведку и установил их местонахождение. Взвод открыл огонь. За­пылали еще два танка противника, но были подбиты и две наши машины.

Свыше восьми часов длился бой… На помощь отважному взводу выдвинули еще два. Гитлеровцы по-прежнему численно превосходили во много раз, но им не уда­лось прорваться к Верхопенью. Был подбит и танк лейтенанта М.К. Замулы. Оставлять машину и отходить — не в правилах коман­дира. Он решил продолжать дуэльную перестрелку, используя свой танк как огне­вую точку. Вот как он об этом вспоминал: «В мой танк попало несколько снарядов: пробит борт, разбит мотор. Механик-води­тель, старшина белорус Гинтовт, погасив пламя, отбуксировал машину в укрытие. Бой продолжаем оттуда. Занимаемые по­зиции удержаны. Враг отошёл на исходные рубежи для новой атаки. В тот день враг бросался в атаку много раз, но без успеха. Мы выстояли и не пропустили». К тому вре­мени он уже успел уничтожить два «тигра», три самоходных орудия и один бронетран­спортер. С наступлением темноты танкисты эвакуировали три подбитые боевые маши­ны для ремонта, а утром 9 июля вновь всту­пили в бой.

Отличился Михаил Кузьмич и на следу­ющий день. Он отбил десять ожесточенных атак, дважды пополнив свои танки боепри­пасами. Волна за волной шли в наступле­ние гитлеровцы, но всякий раз, наткнувшись на меткий огонь наших танкистов, вынужде­ны были откатываться назад. Огромными кострами полыхали на поле боя вражеские машины. Гитлеровцы продолжали рваться вперед, но взвод не отошел от своего ру­бежа. Напротив, при малейшей возможно­сти он устремлялся в яростные контратаки. М.К. Замула в период с 9 по 11 июля унич­тожил еще четыре вражеских танка, из них два «тигра» и 35 вражеских солдат и офи­церов. А взвод под его командованием за 8 и 9 июля уничтожил 17 вражеских танков, пять самоходных орудий и до сотни солдат и офицеров противника.

Весь личный состав взвода, как и многие другие воины корпуса, за мужество и отва­гу был награжден орденами и медалями, а лейтенант М.К. Замула удостоен звания Ге­роя Советского Союза.

Также храбро и отважно он воевал до конца войны, уничтожив двадцать два вра­жеских танка, а его грудь украшали боевые награды: Золотая Звезда Героя Советского Союза, ордена Ленина, Отечественной вой­ны II степени, два ордена Красной Звезды, медали.

После войны до 1966 года Михаил Кузь­мич продолжил службу в армии. Жил в го­роде Калуш Ивано-Франковской области, затем в Краснодаре.

На мемориале «В честь героев Курской битвы» открылась выставка «Бессмертен подвиг их высокий» о воинах 6-го танкового корпуса. Сотрудниками музея была прове­дена большая работа по поиску фотогра­фий, документов, личных вещей воинов корпуса. Среди представленных экспона­тов — предметы, рассказывающие о подвиге М.К. Замулы.

Все дальше в историю уходит великая победа над фашистской Германией, но не вычеркнуть из памяти подвиги героических защитников нашей Родины, таких, как Ми­хаил Кузьмич Замула. Человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может только память, которая одна побеждает время.

Татьяна БАКАНОВА,

старший научный

сотрудник мемориала

«В честь героев Курской битвы»

фото ИЗ фондов музея