■ Театр
► Самым ярким и запоминающимся событием Года театра в Белгороде стал XI Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину». Одиннадцать фестивальных дней — переполненный зал БГАДТ, цветы, овации, взволнованные лица. На щепкинской сцене показывали свои спектакли театры Москвы, Санкт—Петербурга, Владимира, Курска, Севастополя, Самары, Владикавказа, Белгорода и Губкина.
На фестиваль приехали авторитетные исследователи и практики театра. Экспертный совет возглавила известный театральный критик, шеф-редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Наталья Давидовна Старосельская.
Давайте пройдемся по этим запоминающимся дням, вспомним его основные вехи, яркие постановки.
Открылся фестиваль постановкой МХТ им. А.П. Чехова «Предел любви» по пьесе Паскаля Рамбера, в котором рассказывается о непростых отношениях мужчины и женщины. Эксперимент знаменитого столичного театра с современной европейской драмой, однако, вызвал противоречивые отклики.
Необычный по форме спектакль — пластическую драму -по мотивам очерка Н. Лескова «Леди Макбет Мценско-го уезда» показал драматический театр из Владимира. Страсть, сметающая все на своем пути, приводит купеческую жену Катерину Измайлову к трагической развязке. Но все же старинная русская песня о покаянии грешного человека, звучащая в финале, оставляет у зрителя проблеск надежды.
Романтическую драму М. Булгакова «Кабала святош (Мольер)» представил Белгородский государственный академический драматический театр им. М.С. Щепкина. О премьере спектакля, поставленного режиссером из Севастополя Ю. Маковским, газета уже писала. Мощно, ярко прозвучала работа щепкинцев на фестивале. Члены экспертного совета были единодушны: «Безупречный спектакль», «настоящий Мольер, настоящий Булгаков». Диплом за блистательное исполнение роли французского комедиографа получил заслуженный артист РФ, главный режиссер БГАДТ Виталий Бгавин.
На правах хозяев фестиваля щепкинцы показали и второй спектакль — комедию А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Премьера постановки народного артиста РФ, главного режиссера ЦАТРА Бориса Морозова на сцене БГАДТ состоялась в сентябре 2019 года. Спектакль о том, «как выходят в люди», удивительно созвучен нашему времени. И персонажи, и их приемы не слишком изменились за прошедшие полтора столетия. Новая работа театра отмечена дипломом «За симфоническое звучание ансамбля артистов». Главная роль карьериста Глумова стала дебютной для начинающего артиста Белгородской драмы Владимира Дорогина, награжденного дипломом «За впечатляющий пролог актерской судьбы».
По мнению театральных критиков, день Белгородского театра на фестивале стал днем его триумфа.
Спектакль «В день свадьбы» Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке по пьесе В. Розова, поставленный Семеном Спиваком, переносит зрителя в 60-е. На фоне неказистого быта разворачивается драма героини. Накануне свадьбы Нюра Салова оказывается в ситуации любовного треугольника, когда приходится делать нелегкий выбор. Алиса Варова, сыгравшая главную роль, получила диплом «За неповторимость актерского дарования».
Спектакль Курского драмтеатра им. А. Пушкина по пьесе И. Тургенева «Месяц в деревне» в первые минуты покоряет изяществом декораций «дворянского гнезда», обилием света. Но вместо тургеневской недосказанности, «любовных кружев» режиссер предложил, пожалуй, слишком прямолинейную трактовку.
Мольеровский «Тартюф» драматического театра им. Б. Лавренева Черноморского флота из Севастополя в постановке Ю. Маковского удачно вписался в афишу фестиваля рядом с булгаковской «Кабалой святош». Ханжа и лицемер Тартюф в спектакле совсем не похож на хрестоматийного — он молод, внешне привлекателен. Спектакль севастопольцев награжден дипломом «За победу Мольера над цензурой».
Народ и власть, цена побед и поражений — злободневные темы поднял Самарский академический театр драмы им. М. Горького в романтической комедии «Корсиканка» по пьесе И. Губача. Дипломом «За императорский почерк актерского мастерства» экспертный совет наградил заслуженного артиста РФ Владимира Гальченко, лауреата премии «Золотая маска», сыгравшего роль Наполеона, доживающего свои дни в ссылке на острове Святой Елены.
Динамичный, зрелищный и оригинальный спектакль «Оркестр» по пьесе Ж. Ануя привез из Владикавказа Академический русский театр им. Е. Вахтангова. Диплом «За яркое соло женской души» достался заслуженной артистке РФ Наталье Серегиной, исполнившей роль мадам Ортанс.
Свою сценическую версию «Обломова» предложил худрук Московского академического театра им. В. Маяковского М. Карбаускис. Инсценировка многостраничного романа И. Гончарова понравилась зрителям, но в то же время показалась некоторым несколько иллюстративной и упрощенной.
Народный артист России Анатолий Лобоцкий, помимо диплома «За яркую школу Андрея Гончарова в романе Ивана Гончарова», был награжден настоящей зрительской овацией. Театр удостоен диплома с формулировкой «За взгляд на классический роман из XXI века».
И снова — встреча с М. Булгаковым. На этот раз зрители увидели драму «Мольер (Кабала святош)» в постановке главного режиссера Центрального академического театра Российской армии Б. Морозова. У театралов была возможность сравнить две версии — щепкинцев и «армейцев». Каждая из них потрясает по-своему. В постановке ЦАТРА лучшей признана роль Людовика Великого в исполнении народного артиста РФ Николая Лазарева, которому вручили диплом «За королевскую стать актера».
Режиссер Тульского академического театра драмы Р. Овчинников обратился к творчеству советского драматурга А. Афиногенова. Спектакль «Машенька», показанный в последний день фестиваля, стал своеобразным приветом из прошлого для ностальгирующих зрителей. Эксперты оценили мастерство народного артиста РФ Б. Заволокина, сыгравшего академика Окаемова.
Белгородский фестиваль вновь наглядно продемонстрировал: Россия богата актерскими талантами. Будущее — за театром щепкинских традиций.
Элла ГАБРИЭЛОВА
Фото www.vk.com/bgadt