Два века старинного собора

Работая в областной научной библиотеке, я каждый день езжу на работу мимо старого городского кладбища на улице Попова и расположенного там НиколоИоасафовского собора. Один из старинных храмов Белого города примостился чуть ли не на дороге. Он пережил революцию, время гонений на церковь, Великую Отечественную войнув этом году будет 220 лет, как он охраняет покой усопших тут белгородцев.

Это сейчас храм почти растворился в центре города, где вокруг него строятся современные высотные дома. А до начала XX века он находился за городской чертой, так как по законам Российской империи, во избежание распространения болезней, кладбища в границах городов устраивать было запрещено.

Так за Белгородом в 1799 году устроили кладбище и возвели специальную кладбищенскую церковь в честь любимого на Руси святителя Николая Мирликийского. В ней совершались только отпевания и панихиды, поэтому прихода (общины верующих) при ней не было.

Классика архитектуры

Строился храм несколько лет на народные деньги и постепенно расширялся. В 1837 году к нему пристроили длинную трапезную часть «тщанием купца, церковного старосты Василия Кирпичникова», через которую сейчас верующие входят в храм.

Спустя тридцать лет его еще расширили на деньги прихожан: помимо главного престола во имя святителя Николая, появились приделы во имя священномученика Харлампия, преподобного Иоанна Печерского Многострадального и Рождества пророка Иоанна Предтечи. По церковным канонам это позволяло служить четыре литургии за день — можно судить, насколько много людей посещало этот храм в те времена.

Никольский храм выдержан в классическом стиле, расцвет которого в архитектуре пришелся на середину XIX века. Для него характерны элементы античности: портик с колоннами, треугольный фронтон, придающие стройность пилястры, общая четкость линий, симметрия, величественная простота. Над окнами трапезной размещены круглые ниши с ликами святых.

В десяти метрах от собора возвышается изящная колокольня, в которой сочетаются стили классицизма и позднего барокко.

Храм, трапезная и колокольня выстроены в одну линию — такое архитектурное решение называется «кораблем». Это самый древний тип храмов, образно говорящий, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Деревянный, резной работы иконостас замечателен своей архитектурой и исполнением. Это один из немногих сохранившихся иконостасов XIX века (ранее находился в Преображенском соборе Белгорода). В его деревянном кружеве использованы древнерусские и барочные формы, позолоченные рельефные детали на белом фоне создают праздничное настроение. Иконостас трехъярусный. Верхний ярус представлен тремя иконами разной величины — по бокам небольшие, в овальных рамах с ажурным обрамлением, в центре большая икона в массивной раме. Круглые колонки с капителями между иконами украшены вьющейся виноградной лозой.

Все стены и плафоны расписаны ковровым рисунком из растительного орнамента с обилием цветочных мотивов, среди которых изображены пророки, праотцы и вновь причисленные к лику святых.

Потери и запустение

После Октябрьской революции здание пришло в запустение, колокола были сброшены, кресты сняты, и до Великой Отечественной войны о бывшей святыне никто официально не вспоминал. Больших повреждений в ходе боев 1943 года она не понесла, частично была разрушена колокольня. Не избежал храм и послевоенных утрат — в конце 1940-х годов верхний ярус колокольни разобрали для строительных нужд по восстановлению разрушенных зданий Белгорода.

После войны верующие своими силами восстановили Никольскую церковь, но большую ее часть Белгородский горисполком передал под склад газеты «Белгородская правда». В конце 50-х годов развернулась антирелигиозная кампания. Генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев считал «религиозный дурман» несовместимым с коммунистическим обществом и обещал к 1967 году «показать последнего попа по телевидению».

Число монастырей и православных храмов в Советском Союзе резко сократилось. Не обошло стороной это и Белгород — в 1962 году был закрыт кафедральный Преображенский собор, а здание передали областному управлению культуры для размещения там краеведческого музея.

Никольская церковь осталась самой близкой к центру города из действующих церквей и в том же году была освящена как Белгородский кафедральный собор с престолом в честь Иоасафа, епископа Белгородского. Тогда же был перенесен и старинный иконостас из Преображенского собора, где он и остался. И почти тридцать лет (до 1991 года) это был главный храм области, пока этот статус вновь не вернулся Преображенскому кафедральному собору.

К тому времени уже давно, в 1967 году, было закрыто городское кладбище, на котором покоятся останки многих наших знатных земляков. Среди них — дворяне, почётные граждане Белгорода, духовенство и военнослужащие, купцы и крестьяне. Здесь же захоронены жертвы революции и гражданской войны, советские воины, павшие в боях за освобождение города, писатели, поэты, артисты.

Святыни Никольской церкви

С 1990 года храм носит название Ни-коло-Иоасафовский и является двухпрестольным: главный престол освящен во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, южный — во имя святителя Иоасафа Белгородского. При соборе действует воскресная школа.

Среди его святынь — расположенная под резной сенью гробница святителя Иоасафа. В алтаре хранятся под стеклом принадлежавшие святителю подлинные вещи — палица, епитрахиль, подсаккосник (подризник), который он надевал во время богослужений. Во время второго обретения его нетленных мощей 16 сентября 1991 года состоялся крестный ход верующих, и первым храмом Белгорода, принявшим святителя Иоасафа, стал Николо-Иоасафовский. Здесь был отслужен молебен, а затем гробницу с мощами перенесли в Преображенский кафедральный собор на вечное хранение и почитание.

С тех пор установилась традиция: ежегодно в день Преображения Господня 19 августа под колокольный звон раку с мощами святителя Иоасафа крестным ходом переносят в Николо-Иоасафовский собор, где почти в течение месяца совершаются богослужения.

В годовщину второго обретения (16 сентября) нетленные мощи также с крестным ходом возвращаются в Преображенский собор — мимо замершего центрального городского рынка, мимо универмага «Белгород», невольно останавливая житейскую суету хоть на краткое время торжественного шествия.

Еще одна святыня храма — чудотворная икона Божией Матери «Песчанская». Это древний список иконы, пребывающей на Украине в городе Изюме Харьковской области. Он тесно связан с историей России, почитается как чудотворный и является образцом иконописи. Изображение очень напоминает Казанскую икону, только выполнено практически во весь рост.

Точной информации о том, кто и когда написал Песчанскую икону, нет. Первое упоминание о чудодейственном образе датируется 1754 годом, когда святитель Иоасаф, епископ Белгородский и Обоянский, объезжал с проверкой свою епархию -в то время в ее состав входила и нынешняя Харьковская область.

Накануне поездки архиерей увидел во сне образ Богородицы среди мусора в одной из осматриваемых им церквей. Каково же было изумление епископа, когда, приехав в Изюм, он обнаружил увиденную во сне икону в Вознесенской церкви. Образ служил в притворе перегородкой, за которую ссыпали мусор. Святитель сделал замечание служителям, велел поместить образ на почетное место, слева от Царских врат. Более трех дней прожил святитель Иоасаф в Изюме, ежедневно утром и вечером приходил в Вознесенскую церковь и молился перед образом Пресвятой Богородицы.

К концу XVIII века церковь обветшала, и для образа было построено новое каменное здание недалеко от Изюма, в селе Пески -отсюда и название иконы «Песчанская». Она начала привлекать паломников, ведь святитель Иоасаф был очень популярен в народе. Слух о чудесном явлении быстро распространился среди верующих. К чудотворной иконе стали стекаться толпы богомольцев, переполняя не только церковь, но и прилегающую к ней территорию, так что священник не успевал служить молебны.

Не раз во время холерных эпидемий жители российских и украинских сел, бравшие к себе Песчанский образ, спасались от ужасных болезней. Явленные чудеса отражены в дивном акафисте, который каждую среду читается в Николо-Иоасафовском соборе перед почитаемым образом.

Во время Первой мировой войны в 1914 году чудотворный образ был доставлен на фронт, после чего военные отмечали резкое уменьшение человеческих потерь.

В настоящее время существует несколько списков чудотворной иконы, которые находятся в разных храмах России. И один из них — у нас в Белгороде, в Николо-Иоасафовском соборе. В 2013 году икона обрела новый оклад — серебряную ризу с филигранной чеканкой. Серебряные листы сварены по уникальной бесшовной технологии, разработанной именно во время работы над этим окладом. Мастера говорят, что икона сама подсказывала определенные решения, например, когда думали, какой камень вставить в поручи, на сделанной фотографии проявился синий цвет — на других снимках его не было.

Многочисленные подарки иконе — золотые кольца, крестики были переплавлены, и из этого золота выполнен нимб тончайшей работы.

Белгородцы верят, что Матерь Божия в образе Песчанской иконы незримо покровительствует нашей земле. Со времени своего обретения икона не перестает творить чудеса. К ней приходят со слезами, горем, болезнями и отчаянием. И как в былые времена она помогала выстоять в сражениях, так и сегодня помогает людям справиться с бедой.

Старинный Николо-Иоасафовский храм Белгорода — это живая память о прошлом. Он не только является памятником архитектуры и истории, но и, как два столетия назад, продолжает служить Богу и людям.

Ксения БЕЛОУСЕНКО, главный библиотекарь отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки

Фото из архива библиотеки и свободных источников