Муниципальные проекты по реализации стратегии развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на 2019-2021 годы обсудили на коллегии управления образования администрации Белгорода.
О создании благоприятной, дружественной и комфортной среды для детей и взрослых в учреждениях образования говорили белгородские педагоги. Коллегия прошла в новой, открывшейся два года назад школе — центре образования №15 «Луч». Выбор места не случаен: эта школа построена в соответствии с современными требованиями и тенденциями развития образования и является одним из лидеров в применении инноваций. Более 130 руководителей управления образования, научно-методического информационного центра, всех городских школ, детских садов, учреждений дополнительного образования и загородных лагерей ознакомились с тринадцатью проектами, разработанными несколькими рабочими группами специалистов. Они содержат конкретные предложения по самым разным направлениям формирования доброжелательной школы в Белгороде. Проекты являются продолжением областной стратегии, но с учетом именно городских потребностей и специфики.
— Они прошли экспертизу специалистов, и после обсуждения на коллегии будут переданы в отраслевую комиссию. Реализация начнется в следующем году, финансирование планируется как из бюджета, так и внебюджетных источников, — говорит руководитель управления образования администрации Белгорода Ирина Гричани-кова. — Руководители образовательных учреждений смогут выбрать ту модель, которая им интересна, актуальна и соответствует их условиям и возможностям. А они у всех разные. Важно, чтобы проект дал эффект. Чтобы школа стала тем местом, куда дети идут с удовольствием и где интересно работать педагогам. «Доброжелательная школа» — это собирательные проекты, сюда входят и детские сады, и загородные оздоровительные лагеря, и учреждения дополнительного образования.
Разработчики проектов предлагают создание двенадцати рекреационных зон — эстетических, экологических, психологической разгрузки для педагогов, досуговых и других, центров цифрового развития, комплексную модернизацию системы безопасности, внедрение бережливых технологий, новых форм и направлений дополнительного образования и многое другое. Особая задача — создать школу полного дня, поскольку Белгород насыщен различными учреждениями дополнительного образования, в том числе коммерческими, и конкуренция между ними высока. Еще одна проблема — обеспечить доступность и качество дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. Как отметила представляющая проект «Дети в приоритете» заместитель руководителя управления образования Татьяна Берёзка, сегодня 79 процентов малышей посещают детские сады. К концу 2020 года предстоит не только открыть 38 дополнительных групп, но и восполнить дефицит кадров, обновить методические формы работы воспитателей. За последнее десятилетие в дошкольных учреждениях не было групп раннего возраста, опыт работы с ними утрачен.
Один из самых дорогостоящих и сложных проектов -«Безопасная школа». Он призван защитить каждого ребенка как в помещении, так и на территории образовательного учреждения. Речь идет не только о технических средствах -контроле доступа в школу, системах видеонаблюдения и исключения «слепых» зон, пожарной безопасности, но и о человеческом факторе.
— Необходимо формировать культуру безопасности и у детей, и у персонала, навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, — отметил директор научно-методического информационного центра Алексей Журавлёв. -Нужно провести тщательный анализ мест проживания детей и разработать безопасные индивидуальные маршруты. И, конечно, быть в постоянном контакте с родителями.
Реализация программы «Доброжелательная школа» в нашей области началась 1 сентября и включает в себя 35 проектов различной направленности. Проектные идеи белгородских педагогов после утверждения и финансовой поддержки в мэрии начнут воплощаться в жизнь в следующем году.
Ирина ДУНАРЬ