Жизнь и судьба Николая Муханова

В этом году исполняется 155 лет со дня рождения Николая Евграфовича Муханова, профессионального военного, промышленника, неординарного увлеченного человека, чье имя вписано в летопись Белогорья как мецената и благотворителя.

Годы жизни (1864-1933) подсказывают, что его судьба стала частью великой трагедии русского дворянства, сметенного Октябрьской революцией. Он вынужден был эмигрировать за границу, где сейчас живут его потомки, и никогда более не приезжал в родные края.

Семья на службе Отечеству

Здесь же, в селе Веселая Лопань Белгородского района, осталась его усадьба -когда-то бывший роскошным парк и дом прекрасной архитектуры, похожий на замок. Старинная кирпичная кладка, башни, балкон, высокие окна — Николай Евграфо-вич сам разработал проект здания. Будучи человеком прогрессивным, оснастил жилище всеми известными к тому времени новинками: телефоном, бассейном, центральным отоплением. В особняке был даже пылесос — это в начале XX века! На работу он ездил на «мерседесе», который приобрёл одним из первых в городе.

Словом, Николай Евграфович был человеком незаурядным и шел не то что в ногу со временем, а даже чуть впереди. Возможно, это семейное качество — в дворянском роде Мухановых было много видных общественных и политических деятелей. По семейному преданию, их предком был перешедший в российское подданство татарский хан, чье имя звучало как Му-Хан, что впоследствии и образовало фамилию.

Мухановы имели обширные владения во Владимирской, Могилевской, Тамбовской, Курской и других губерниях. Белгородская ветвь семьи также владела многими имениями на территории нынешних Белгородского и Шебекинского районов.

Отец Евграф Николаевич Муханов был известным в Белгородском уезде помещиком-землевладельцем. Неоднократно избирался уездным предводителем дворянства, белгородским мировым судьей, был председателем уездного съезда, дворянской опеки, выбирался гласным Белгородского земского собрания, состоял членом Российского акцизного общества — в общем, играл заметную роль в жизни Белгорода и уезда.

В селе Веселая Лопань он построил паровую мельницу, овцеводческую и свиноводческую фермы, винокуренный завод, существующий до настоящего времени как Веселолопанский спиртзавод.

Своим детям Евграф Николаевич постарался дать наилучшее образование. Сыновья Николай и Георгий окончили кадетский корпус, где юных дворян учили «трудолюбию, честности, добронравию,

преданности Отечеству и православной церкви, послушанию, почтительности, любви к ближнему», затем — Александровское военное училище в Москве. Образование здесь давалось блестящее, среди педагогов было много не просто талантливых, а знаменитых людей. Например, преподавателем математики был генерал В.М. Пржевальский, автор «Таблиц логарифмов», брат известного путешественника Н.М. Пржевальского.

Николай, как и его брат, стал профессиональным военным, служил в 31-й артиллерийской бригаде, расквартированной в Белгороде. Военные казармы, построенные купцом Мачуриным на углу современного проспекта Славы и улицы Белгородского полка для этой бригады, до сих пор выполняют свое предназначение.

Можно сказать, что семью объединяла общая служба Отечеству. В этом же полку служил и Алексей Софиано, участник Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн, женатый на Зинаиде Муха-новой, сестре Николая.

Работа на результат

После выхода в отставку в 1902 году Николай Муханов женился на фрейлине императорского двора княжне Надежде Николаевне Касаткиной-Ростовской. Их дочь и сын росли в любви и внимании, счастливые родители дали им свои же имена — Николай и Надежда.

В том же году появился семейный очаг — Николай Евграфович построил новый усадебный дом в Веселолопанском имении и заложил красивейший парк с рядами липовых аллей.

Из воспоминаний дочери Надежды Николаевны Хикель: «Наш дом стоял на возвышенном месте. От него вела тропа вниз к пруду через газон с клумбами. Мы считали, что нужны к нему мраморные ступеньки со львами внизу по обеим сторонам. Экипажи и автомобили подъезжали к дому, сначала проезжая под кирпичной аркой. Каждый экипаж должен был сделать круг вокруг газона прежде, чем остановиться перед крыльцом. У лестницы, ведущей к парадной двери, стоял прекрасный олеандр».

Остатки этого великолепия мы можем наблюдать и сейчас.

Здание расположилось в нескольких метрах от винокуренного завода — так хозяину, активному общественному деятелю, легче было контролировать производство и раскинувшиеся неподалёку сельскохозяйственные угодья.

Как и отец, Николай Евграфович активно занимался общественной деятельностью: исполнял обязанности председателя управы, присяжного поверенного в земском суде, избирался предводителем дворянского собрания. Полдня он проводил в Белгороде на совещаниях, а после обеда возвращался к семье и хозяйственным делам в усадьбу.

Он много и увлеченно работал, стараясь улучшить производительность Ве-селолопанского имения, которое с 1899 года принадлежало ему и брату Георгию. По воспоминаниям, «любил управлять поместьем без приказчика. Очень увлекался нововведениями. Например, ставил эксперимент, станет ли почва более плодородной, если пустить через неё электрический ток (этот эксперимент не удался)».

При его финансовой поддержке в селе появились железная дорога, школа для сельских ребят, двухэтажное общежитие для рабочих. Для винокуренного завода были построены здание конюшни, склад, помещение для суперфосфатной установки.

Надо сказать, что и дом, и завод освещались от собственной электростанции. И только один месяц в году, когда завод останавливался, использовали керосиновые лампы.

Благотворительность

В семье Мухановых царили любовь и гармония — по сохранившимся воспоминаниям, домочадцы были доброжелательны друг к другу и окружающим. Для родственников и военных, бывших в Белгороде на манёврах, устраивали пышные обеды. Постоянными гостями дома были сестры Николая Евграфовича Ольга (в замужестве Понофидина) и Зинаида (в замужестве Софиано, впоследствии бабушка академика, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии мира Андрея Сахарова) с семьями. Все они очень дружили.

Слуг своих хозяева не воспринимали как чужих людей. Во всех делах работников Мухановы принимали живое участие, заботились о них. Хозяйка усадьбы организовывала веселые свадьбы рабочим винокуренного завода. А хозяин по окончании сезонных работ и расчёта с наемными работниками лично благодарил каждого, пожимая руку.

В годы Первой мировой войны Николай Евграфович вместе с братом Георгием на свои деньги оборудовали санитарный поезд для фронта. На винокуренном заводе в это время производили не только спирт, но и бензол для военных нужд русской армии.

Конец эпохи

После отречения императора Николая Второго от престола в марте 1917-го жизнь собственников и землевладельцев подверглась опасности. Мухановы вынуждены были уехать в Ялту. Тогда еще не было ощущения, что жизнь изменилась навсегда. Думали, что уезжают на несколько месяцев, и поэтому не стали брать с собой много вещей: лишь несколько чемоданов с одеждой и «всё, что детям могло понадобиться для школы».

Спустя два года, воспользовавшись наступлением Белой армии, Николай Евграфович вернулся в Веселую Лопань, чтобы забрать хоть какие-то оставшиеся в особняке ценности. И застал тяжелую картину. «Дом полностью разграбили. Только в дверях стоял застрявший рояль — его не сумели протащить. Для отца было огромным потрясением видеть, что созданный им любимый дом разрушен и испоганен», — описала позже его впечатления дочь.

В 1920 году Мухановы навсегда уехали из России. Обосновались в Чехии, в городе Теплица, где умер и похоронен Николай Евграфович. После Второй мировой войны его дочь вышла замуж и уехала в ФРГ, а сын жил в Бельгии.

В настоящее время в Берлине живет внучка Муханова, Марина Хеес. В 2000 году она посетила родовую усадьбу по приглашению Светланы Пашковой, учителя немецкого языка Веселолопанской средней общеобразовательной школы, автора книги «Годы и люди. История Ве-селолопанского завода».

Усадебный дом в Веселой Лопани, оставшись без хозяев, жил созвучно жизни страны. В довоенное время в нем размещался детский дом, в годы Великой Отечественной — госпиталь, после Победы — общежитие для семей рабочих. В 90-е годы его расселили как аварийное жилье.

В 2004 году дому Муханова присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время он находится на реставрации. Рядом с домом остались фрагменты парка с деревьями, возраст которых перешагнул столетний рубеж. Парк является особо охраняемой природной территорией Белгородской области.

Ксения БЕЛОУСЕНКО, главный библиотекарь отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки

(По материалам книги С. Пашковой «Годы и люди. История Веселолопанского завода»)

Фото из свободных источников

К снимкам:

Николай Муханов.

Муханов с женой и дочерью.

Дом Мухановых.