► 2 октября в России ежегодно отмечают День профтехобразования. Этот праздник берёт своё начало с указа Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах», который был ратифицирован 2 октября 1940 года.
Упомянутый указ разделил все училища на три вида. В школах фабрично-заводского обучения (ФЗО) подготовка велась 6 или 10 месяцев, а в ремесленных и железнодорожных училищах — 2 года. Существовали также специальные ремесленные училища, в которых срок обучения длился от 3-х до 4-х лет, а в художественных — 3 года.
Профессиональное образование как звено образовательной системы на территории Белгородчины появилось в 1876 году. Сначала это были гимназии, училища и ремесленные школы, в том числе частные, а затем в Белгороде был открыт учительский институт. Начала складываться многоотраслевая система, включающая в себя сельскохозяйственные, медицинские, педагогические, художественно-музыкальные профессиональные учебные заведения. После революции 1917 года стали создаваться ремесленные мастерские и школы, педагогические курсы были реорганизованы в техникумы и училища. В Белгороде открылись фельдшерско-акушерская школа, медицинский техникум при железной дороге.
В первые послевоенные годы в городе были организованы четыре школы фабрично-заводского обучения, впоследствии ставшие профессиональными училищами № 4, 5, 6 и 11. Особенно быстрыми темпами эта работа начала развиваться после образования в 1954 году Белгородской области. Образовательную деятельность в те годы вели строительный и индустриальный техникумы, 3 сельскохозяйственных техникума, 3 педагогических техникума, 3 медицинских техникума, 9 профессионально-технических училищ.
— Что касается дня сегодняшнего, то современная система профобразования региона представлена 34 учреждениями (техникумы и колледжи), одно из которых
— негосударственное. За последние годы в нашей области выстроено качественно новое профессиональное образование, способное решать первостепенную задачу сегодняшнего и завтрашнего дня — насыщение производственного сектора, социальной и управленческой сфер региона конкурентоспособными кадрами,
— рассказала начальник отдела среднего профессионального образования и профессионального обучения департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области Людмила Шаповалова.
В основу преобразований был положен механизм государственно-частного партнёрства, который позволил включить в реальный образовательный процесс региональное бизнес-сообщество. Такой подход обеспечил высокий, соответствующий мировым стандартам уровень подготовки кадров среднего звена.
— На сегодняшний день 92% образовательных программ в 33 техникумах и колледжах реализуются с учетом принципов дуального обучения. Это значит, что теорию студенты изучают в классах, а практику — на реальном производстве, — пояснила Людмила Тимофеевна.
В обучение на производстве вовлечено 90,5% студентов вторых и последующих курсов, 1175 предприятий, более 3,5 тысяч наставников. В пилотном режиме модель дуального обучения реализуется в трех крупнейших вузах области — НИУ «БелГУ», БГТУ им. В.Г. Шухова и БГАУ им. В.Я. Горина.
С 2016 года Белгородская область является одним из 20 пилотных регионов по внедрению стандарта кадрового обеспечения промышленного роста и по итогу этого внедрения определена Агентством стратегических инициатив наставником для восьми регионов России.
— В 2018 году нами реализован проект «Повышение престижа рабочих профессий через непрерывное профориентационное сопровождение обучающихся общеобразовательных организаций» («Ворлдскиллс для школьников»). Также утверждена «дорожная карта» по реализации мероприятий межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья до 2020 года. В течение трех лет организовано получение 85% старшеклассников региона образования по 35 рабочим профессиям за счет предмета «Технология» и дополнительных часов. Это абсолютно новый формат профессионального обучения школьников, близкий к новой концепции предмета «Технология», предложенной Минобрнауки России Агентством стратегических инициатив и Союзом «Ворлдскиллс Россия» в этом году, — отметила Людмила Шаповалова.
На базе всех государственных ПОО созданы Центры инсталляции профессий, на площадках которых проводятся профессионально-ориентированные мастер-классы для обучающихся 5-9 классов. Ежегодно проводится областная выставка-ярмарка достижений учебно-производственной и творческой деятельности ПОО «Парад профессий», фестиваль науки и чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс». Проведены 3
региональных чемпионата Ворлдскиллс Россия. 44 студента ПОО и вузов региона приняли участие в отборочных и финальных соревнованиях национального чемпионата. На площадке Белгородского индустриального колледжа функционирует ресурсный центр обучения использования аддитивных технологий, ставший площадкой для проведения профориентационных мероприятий для более 750 школьников и абитуриентов. На базе Белгородского политехнического колледжа функционирует региональный центр содействия трудоустройству выпускников ПОО.
С 2018 года в регионе реализуется проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Целью данного проекта является модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ во всех профессиональных образовательных организациях региона к 2024 году. В рамках реализации проекта 7 профессиональных образовательных организаций стали победителями конкурса фантов на получение федеральной субсидии для оснащения мастерских современным оборудованием. В ходе капитального ремонта готовятся мастерские данных организаций, обновляется материально-техническая база, закупается и размещается современное оборудование.
1 октября 2019 года 11 новых заявок поданы для участия в новой волне конкурса грантов, победители будут определены в ноябре 2019 года.
Виктор ФЕДОРОВ
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА