Нынешний год — юбилейный для многих известных белгородцев, внесших большой вклад в развитие культуры и искусства нашего города, области и даже страны. Мы продолжаем публикации в рамках цикла «Культурная жизнь Белгородчины в лицах» и сегодня расскажем о юбилярах—художниках. Это Марина Шепорнёва, Юрий Данченко и Михаил Добронравов.
Начать повествование о художниках Белгородчины стоило бы с личности, не только подарившей миру свои работы, но и ставшей основоположником коллекции изобразительного искусства в Белгороде.
Михаил Добронравов
В этом году исполняется 115 лет со дня его рождения. В 1980 году вдова художника преподнесла в дар городу 243 живописные и графические работы его авторства. Эта коллекция стала достойным началом для формирования фондов Белгородского государственного художественного музея.
Михаил Николаевич Добронравов родился 9 ноября 1904 года в Белгороде, но в 1912 году вместе с семьёй уехал на Харьковщину, в Волчанск. Родители мечтали о карьере инженера для своего сына, но талант и старания привели его в Харьковский художественный институт. Он совершенствовался под руководством Семёна Прохорова, Митрофана Фёдорова, Алексея Коке-ля — все они талантливые мастера, ученики самого Репина.
В 1929 году Добронравов окончил институт, написав две дипломные работы:
«Погрузка мела» и «Нападение на телеграф». После службы в армии художник смог полностью посвятить себя искусству. Он затрагивает исторические и историко-революционные темы, постоянно участвует в выставках как в стране, так и за рубежом. Одновременно преподаёт в художественном институте, передавая свои знания молодым авторам.
Великая Отечественная война прерывает творческую и педагогическую практику. Из-за плохого состояния здоровья Михаил Николаевич не был призван в армию, но всю войну проработал на шахтах. Вернуться к искусству смог только после войны.
В1945 году М. Добронравов переехал во Львов — место, которое стало для него настоящим источником вдохновения. Именно там была создана большая часть работ художника. И во Львове в 1974 году состоялась крупная выставка к его юбилею. Полотна экспонировались в залах Львовской картинной галереи и местной организации Союза художников.
Работы Михаила Николаевича привлекают внимание манерой письма, в которой отразились фундаментальные знания законов станковой живописи. Он играл с мазками, экспериментировал с фактурой, постоянно искал подходящие способы реализации своих творческих идей. Оглядываясь на биографию художника, который застал войны, перевороты, различные социальные изменения, невероятно трудно осознать, как же ему удалось сохранить и пронести через всю жизнь такое светлое мироощущение.
Сегодня картины М.Н. Добронравова хранятся в музеях России и Украины, национальном музее Токио и частных коллекциях в Японии. Крупнейшее собрание работ художника хранится в Белгородском художественном музее.
Марина Шепорнёва
Ещё одна художница, с работами которой сталкивался буквально каждый, кто хоть раз бывал в белгородском театре, -Марина Евгеньевна Шепорнёва. Она является главным художником Белгородского драматического театра им. М.С. Щепкина, членом союзов художников и театральных деятелей России. Недавно она отметила 55-летний юбилей.
Она с детства демонстрировала склонность к рисованию и особый артистизм. Но, несмотря на это, родители мечтали, что дочь продолжит династию горняков. Однако талант и неуёмная энергия сделали своё дело, и Марина Евгеньевна поступила в промышленное училище на специальность художника-оформителя.
В 1985 году семья Шепорнёвой переехала в Белгород. Работу в белгородском театре Марина Евгеньевна получила в 1993 году, начав как художник-декоратор, спустя шесть лет стала художником по костюмам, а с 2004 года — сценографом. Сейчас у Марины Евгеньевны на счету более семидесяти постановок. Находясь в должности главного художника, с удовольствием бралась и за самые простейшие операции в подготовке спектаклей — такая непреодолимая тяга к творчеству скрывается внутри Марины Евгеньевны.
Многие белгородцы помнят известный спектакль «Сыновья моих братьев» Синиши Ковачевича в 2015 году. Его художественным оформлением занималась Шепорнёва, имя которой стало гарантом особой эстетики. Спектакль — история отдельной личности и народа одновременно. На фоне актёрской игры полупрозрачные солдаты, отражающие воспоминания персонажей. Этот ход был воплощён Мариной Евгеньевной. Спектакль в 2016 году завоевал высшую награду — статуэтку «Золотой Витязь» и диплом за лучший спектакль большой формы.
Юрий Данченко
Художнику исполнилось 70. Юрий Васильевич родился и вырос в Белгороде. С самого детства у него был большой интерес к искусству в разных его проявлениях:
он ходил в музыкальную школу, танцевал, а когда друг предложил попробовать свои силы в изостудии — обрёл дело всей жизни. В изостудии Ю. Данченко занимался с С. Косенковым — заслуженным художником РСФСР, который передал своему ученику любовь к графике. Позже Юрий Васильевич продолжил учиться в только что открывшейся детской школе искусств, которую успешно окончил. В школе он не только получил знания и опыт, но и нашёл наставника — Александра Мамонтова.
Характеризуя Данченко, нельзя не отметить его желание постоянно работать, экспериментировать, пробовать себя в новых направлениях. В акварельных работах тонко переданы многогранные оттенки, которые способны отразить состояние души автора в момент написания работы. Кстати, по признанию самого художника, ему очень нравится работать на воздухе, поэтому большинство картин созданы на пленэрах.
В последние годы Юрий Васильевич всё чаще берётся за пастель, которая позволяет запечатлеть изменчивость момента. А в его работах всегда можно услышать музыкальные интонации — так отражается в художественных произведениях музыкальная сторона личности Данченко. Часто на открытиях выставок Юрий Васильевич берёт в руки гитару и играет для своих друзей и гостей, не оставляя никого равнодушным.
Екатерина УСИЧЕНКО
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ