Наше интервью
16+
Повышение доступности жилья для граждан с низкими доходами обсудят участники форума «Сообщество», который состоится в Белгороде 9 октября.
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева рассказала об успешном опыте Белгорода в реализации строительной политики, а также о необходимости пересмотреть роль арендного жилья в решении жилищных проблем граждан.
— Насколько успешно, на Ваш взгляд, в России реализуется национальный проект «Жилье и городская среда»?
— Проект состоит из четырех частей: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Вторая часть, по нашему мнению, является самой сложной и критической, мы видим большие риски в ее реализации. Причина в том, что в федеральном проекте «Жилье» стоят задачи увеличить количество квадратных метров и обеспечить рост числа семей, у которых будут улучшаться жилищные условия, но при этом абсолютно не понятно, за счет чего это будет происходить. Очевидно, что далеко не всем семьям доступно улучшение жилищных условий через ипотеку. В паспорте нацпроекта написано о том, что стоимость квадратного метра будет расти гораздо быстрее, чем доходы семей. Построят новые квадратные метры, а кто их купит? Уже во многих регионах России стоит огромное количество пустого построенного жилья. К сожалению, за рамками нацпроекта осталось множество вопросов. Главные: как снизить стоимость возводимого жилья и как реализовать альтернативные механизмы обеспечения жильем людей с низкими доходами.
— Какие меры, как Вам кажется, помогут решить проблему повышения доступности жилья?
— Меры все известные. Мы для этого и едем в Белгород, поскольку там есть действующая модель. Это в том числе комплексное развитие застроенных территорий, когда земельные участки предоставляются застройщикам (индивидуальным тоже) бесплатно. Это ситуация, когда органы власти берут на себя обязанность по строительству дорожной, социальной, коммунальной инфраструктуры; когда в максимальной степени сокращаются многочисленные бюрократические согласования. Кроме того, большую роль в обеспечении жильем играет развитие малоэтажного жилищного строительства, то есть домов, которые уже подключены и к газу, и к канализации, и ко всему остальному. Нельзя забывать и про льготную ипотеку. В Белгороде, например, есть собственный фонд, который предоставляет ипотеку на льготных условиях для желающих. В России есть как минимум два региона с такой ярко выраженной и последовательной жилищной политикой: Белгородская область и Татарстан. Главный вопрос в том, может ли опыт этих субъектов быть реализован в других регионах.
— Как на сегодняшний день обстоят дела со строительством арендного жилья в России?
— В России, наверное, рекордное по сравнению с остальным миром количество жилья, находящегося в частной собственности, — порядка 85%. В скандинавских странах, например, этот показатель составляет около 50%. Такое положение дел — результат бесплатной приватизации. Сектор арендного жилья у нас практически не развивается, несмотря на то, что некоторое время назад в Жилищный кодекс была введена новая глава, в которой появился термин «наемные дома». Однако такой вид жилья в регионах не строится, — у муниципалитетов нет на это денег. У нас есть, конечно, такой инструмент, как социальный найм, то есть муниципалитеты как собственники предоставляют квартиры. Но поскольку у нас приватизация бесплатная и бесконечная, то эти квартиры постепенно «вымываются», приватизируются, и муниципалитет не может их повторно использовать.
В России крупнейшим поставщиком наемного жилья является частный сектор. Однако это не решает жилищные проблемы, во-первых, потому что арендатор у нас абсолютно не защищен (хозяин в любой момент может пересмотреть договор и выгнать жильца); во-вторых, далеко не все могут снимать жилье в крупных городах.
— Есть ли какой—либо зарубежный опыт, к которому России стоит присмотреться при решении проблем развития арендного жилья?
— Перед нами есть примеры государств с последовательной политикой по развитию арендного сектора. Это скандинавские страны, которые пытаются в решении этого вопроса задействовать частный сектор, используя комплекс мероприятий, в числе которых налоговые рычаги. То есть, например, если люди не сдают квартиру, то у них налог на недвижимость увеличивается, это стимулирует сдачу. При этом там абсолютно защищены права арендатора, то есть заключается долгосрочный договор, и если ты платишь вовремя, то тебя не имеют право выселить раньше. В то же время там строятся наемные дома. Изначально это была инициатива профсоюзов, а сейчас строительство базируется на основе государственно-частного партнерства: муниципалитет бесплатно предоставляет участок, бизнес и НКО осуществляют на нем застройку, и за счет арендной платы все эти вложения постепенно гасятся. Но самое важное, что там существуют жилищные субсидии для людей, которые регулируют арендную плату в зависимости от уровня их доходов. То есть ты платишь за аренду какую-то часть от дохода, а все, что выше, компенсирует государство. В России, к сожалению, нет единого вектора и единого подхода в строительной политике.
Этот и многие другие вопросы будут обсуждаться форумом «Сообщество» в Белгороде. К участию приглашаются представители НКО, гражданские активисты, добровольцы, волонтеры, журналисты, бизнесмены, чиновники федерального и регионального уровня и все граждане, неравнодушные к процессам, происходящим в гражданском обществе, и желающие принять участие в активном изменении страны. По итогам форумной кампании будут подготовлены предложения для итогового форума, который состоится в конце года в Москве, а также тезисы для Доклада ОП РФ о состоянии гражданского общества за текущий год. Регистрация открыта по адресу: форумсообщество.рф/белгород.
Беседовал Юрий АНДРЕЕВ
СПРАВКА «НБ»
Форум «Сообщество» — это открытая рабочая площадка для гражданских активистов, представителей НКО и просто неравнодушных людей, готовых заниматься социально направленной работой. Задача форума-выявить лучшие региональные и федеральные практики гражданской активности, объединить единомышленников, придать импульс развитию гражданского общества в регионах. Окружные форумы ОП РФ посвящены проблематике федерального уровня, рассмотренной через призму наработок конкретного региона.