Незримый бой полковника Киреева

Незримый бой полковника Киреева

Человек и его дело

► 5 октября сотрудники уголовного розыска нашей страны отметили профессиональный праздник. К этой дате было приурочено торжественное открытие в БелГУ аудитории имени Бориса Киреева, оставившего неизгладимый след в истории белгородского сыска.

Весной 1997 года на всероссийском семинаре руководителей уголовного розыска со всей страны начальнику управления уголовного розыска УВД Белгородской области Борису Кирееву вручили диплом М-й степени за организацию оперативно-розыскной деятельности. Фактически это второе место. И профессионалам понятно, насколько это высокая оценка. Борис Николаевич в совершенстве владел методами оперативной работы, был профессионалом самого высокого класса.

Он всю жизнь посвятил борьбе с преступностью. Но свой выбор профессионального пути сделал не сразу. Поступал в Ленинградский горный институт, военное училище, БТИСМ, но вовремя понял, что это не его дело. Вернулся в родной Губкин и пошел по стопам отца, Николая Федоровича, ветерана Великой Отечественной, который в мирное время вступил в новый, незримый бой.

Начинал познавать азы профессии в должности участкового, а уже потом — в уголовном розыске. Заочно учился на юридическом факультете Воронежского университета.

Губкин конца 70-х — начала 80-х — это гремевшая на всю страну ударная комсомольская стройка. Но возводила Лебединский ГОК не только передовая молодежь. Сюда, как магнитом, притягивало скрывавшихся от уголовного преследования проходимцев из союзных республик, а также освободившихся из мест лишения свободы. А особый статус городу придавало присутствие иностранных рабочих, строителей из Болгарии. Именно они зачастую становились объектами имущественных преступлений.

Оперативная смекалка, умение находить контакт с людьми плюс лидерские качества не остались незамеченными, и вскоре Борис Николаевич возглавил уголовный розыск, а потом стал заместителем начальника горотдела по оперативной работе.

В 1981 году он успешно окончил учебу в университете. Дипломную работу «Обвиняемые в советском уголовном процессе» защитил на отлично. Мне всегда было непонятно, почему именно обвиняемые. А Борис Николаевич объяснял свой выбор так: «От нас профессия требует найти преступника и добыть 100 процентные доказательства его вины. А для этого мы должны понять мотивы его поступка. Это наша задача, а судить — это задача других». И это были не просто слова, а глубокая убежденность, которой он был верен и требовал того же от подчиненных. Он мог беседовать с подозреваемым часами, чтобы лучше его узнать, понять его внутренний мир. Борис Николаевич рассказывал, что только тогда у него вырисовывается картина, что могло привести этого человека к преступлению.

Особая страница в его биографии — спецкомандировка в Афганистан. Опыт оперативной работы позволял и в боевой обстановке выполнять поставленные задачи, рискуя собой и не подставляя под удар местных жителей.

Работа в нечеловеческих бытовых условиях чуть не стоила ему жизни. Борис Николаевич тяжело заболел, долгое время провел в реанимации, нужных лекарств не было. Но случилось чудо: рядом оказались медики из Губкинской больницы, которые работали с его мамой и были командированы в горячую точку. Словно ангел-хранитель прикрыл его своим крылом.

Он возглавил уголовный розыск Белгородской области, а потом и криминальную милицию в непростое для страны время, когда царил разгул преступности, и люди теряли жизненные ориентиры. Но это не о нем. Борис Николаевич был всегда верен себе. Криминальная милиция Белгородчины смогла сдержать натиск преступности и не допустила беспредела, царящего в других регионах.

 

В конце 1989 года знание психологии и умение «разговорить» подозреваемого позволили ему во взаимодействии с коллегами из других областей задержать и получить признательные показания членов ОПГ и их лидера, на счету которых убийства с применением огнестрельного оружия.

Его талант организатора и руководителя в полной мере проявился во время раскрытия в 1997 году зверского убийства в Старом Осколе целой семьи, в том числе четырехлетней девочки. Благодаря личным контактам с коллегами из сопредельного государства в течение нескольких дней были задержаны приезжие с Украины. За время работы в уголовном розыске Белгородчины Борис Николаевич раскрыл не один десяток убийств, в том числе заказных.

Как одного из опытнейших профессионалов Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел привлекало Киреева к раскрытию тяжких резонансных преступлений в других регионах. Он работал в составе следственно-оперативной группы по изобличению убийцы-маньяка Чикатило, участвовал в расследовании убийства депутата Государственной Думы Елены Старовойтовой.

Заслуги Бориса Николаевича отмечены многими государственными и ведомственными наградами, в том числе орденом Почета. Но его главное достижение — плеяда опытных оперативников, которые учились у него профессиональному мастерству. Многие из них теперь сами стали во главе правоохранительных структур.

Друзья и коллеги вспоминают о его работоспособности, личной требовательности и редком качестве брать ответственность на себя.

Сильный человек, он мужественно боролся с тяжким недугом, не замкнулся, не падал духом и по-прежнему оставался великодушным. Собранные на его лечение деньги передал сотруднику, который был инфицирован во время задержания наркомана.

Борис Николаевич прожил короткую, но яркую жизнь, оставив добрый след в душах тех, кто его знал. Он стал примером для сына, который пошел по его стопам. В 1999 году Андрей Киреев стал победителем всероссийского конкурса профмастерства среди оперативных сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. А сейчас уже его сын Михаил успешно учится на юридическом факультете МГУ.

Николай ЛАКТИОНОВ полковник в отставке

ФОТО ЕВГЕНИЯ ТОЛМАЧЕВА И ИЗ АРХИВА