Не боялся быть русским

Завтра, 19 октября, исполняется 80 лет со дня рождения человека, подарившего бесценное наследие не только Белгородчине, но и другим уголкам нашей страны. В этот день на свет появился советский и российский скульптор, член Союза художников СССР с 1969 года, чьи работы находятся в Третьяковской галерее и государственном Русском музее, общественный деятель, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, лауреат Государственной премии СССР Вячеслав Михайлович Клыков.

Родился Вячеслав Михайлович в селе Мармыжи Советского района Курской области в крестьянской семье. После школы учился в Курском строительном техникуме, затем работал на производстве. В 1960 году поступил на художественно-графический факультет Курского пединститута, где проучился два года, после чего стал студентом факультета скульптуры Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Окончил его в 1968-м по специальности скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

Уважение к родной истории

Вячеслав Михайлович любил повторять: «Для каждой творческой работы необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив — мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу, как свою личную…»

Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм» отрицательно скажется на творчестве, он отвечал: «Жизнь любого человека невозможно разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться от проблем экономики, политики, культуры и замкнуться на своем творчестве? Что тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий, не чувствующий его бед? В нашей жизни все взаимопро-никаемо и взаимосвязано. Только врагу народа придет в голову указывать «свое место» ученому, военному, художнику…». Он стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. Но, будучи реалистом, отмечал, что народу необходимо осознать свои исторические законные права, и уже потом можно говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни — о самодержавном правлении в России как исторической правде и необходимости.

Нравственностьоснова всего

«Встанет храм — возродится село», -считал Вячеслав Михайлович. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Ха-риным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине — в селе Мармыжи. На этом месте в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых. Он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время.

В. Клыков считал, что любая человеческая деятельность прежде всего регламентируется нравственностью. Можно быть замечательным специалистом в своей области, но если нет нравственного критерия действий, это может обернуться страшным злом. Высокими нравственными критериями руководствовался скульптор, создавая свои произведения, будь то православные памятники или скульптуры, отражающие историю русской культуры, литературы или связанные с героическим прошлым нашего народа.

Тема подвига в Великой Отечественной войне нашла свое величественное воплощение прежде всего в монументе Победы на Прохоровском поле и памятнике Георгию Жукову на Манежной площади в Москве. На Прохоровском поле, где гремели ожесточенные танковые бои, ввысь взметнулась Звонница. Ее венчает символ российской державы — шестиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы. На белокаменной Звоннице установлен набатный колокол, который бьет через каждые полчаса, выбиты слова из Священного Писания, которые в переводе звучат так: «Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих». На барельефе, созданном скульптором, изображена крестьянка с коровой. «Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении», — был убежден он. В своем выступлении на открытии памятника Победы Клыков подчеркнул, что к его созданию причастны в той или иной степени десятки тысяч людей. По его словам, Звонница могла родиться только от любви к этой прекрасной, многострадальной земле, к русскому народу.

Наследие скульптора

Вячеслав Михайлович оставил после себя десятки художественных памятников -великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково Курской области, равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и Москве на Славянской площади и многие-многие другие. Эти памятники ярко и зримо являют свою гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди тянутся к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят праздники и парады.

Мало кто знает, что еще в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и предложил правительству восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. И только в 2010 году патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.

Вячеслав Михайлович понимал, что земля — это категория не только экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном сознании -пахарь и воин. Пахарь — хозяин на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Клыков любил народное искусство, народное пение. Ежегодные музыкальные фестивали имени Надежды Плевицкой на ее родине в селе Винниково, которые были начинанием Клыкова, тоже продолжают свою жизнь.

Сын за отца

Дело Вячеслава Михайловича продолжает служить России и после его земной жизни. Некоторые не осуществленные им проекты были реализованы Международным фондом славянской письменности и культуры совместно с мастерской художника. В 2007 году в Москве был установлен памятник основателям Славяно-греко-латинской академии братьям Лихудам. В 2008-м на Прохоровском поле появились бюсты князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и маршалу Георгию Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России. А в 2009 году в Серпухове Московской области установлен памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве. Эти два проекта были исполнены в натуральную величину старшим сыном художника Андреем Клыковым. В 2010 году появился памятник великой княгине Елизавете Федоровне в селе Усово Московской области у церкви Спаса Нерукотворного образа. Но есть проекты, которые еще ждут своего часа на полках мастерской…

Елена ТАЕРОВА, хранитель музейных предметов музеядиорамы «Курская битва. Белгородское направление»

ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ