«Идите туда, где гуще тьма»

«Идите туда, где гуще тьма»

ФОТО ИЗ ФОНДОВ ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

Имена Белгородчины

«Однажды и на всю жизнь…»так называется выставка, посвященная белгородскому педагогупросветителю Адриану Митрофановичу Топорову, чей земной путь окончился 35 лет назад.

Материалы экспозиции в Белгородском литературном музее знакомят с алтайским периодом жизни А.М. Топорова, где была создана знаменитая коммуна «Майское утро» и написана книга «Крестьяне о писателях», получившая широкую известность в СССР и за рубежом. Экспозицию дополняют документальный кинофильм «Майское утро» и видеозапись спектакля «Крестьяне о писателях» (Томский ТЮЗ, 2017). Выставка продолжает цикл выставок «Мы новый мир построим», которые знакомят посетителей музея с деятельностью белгородских литераторов, просветителей, учёных первой половины XX века, связанной со становлением и развитием нового советского государства.

Первый опыт учительства

Адриан Митрофанович Топоров родился 5 сентября 1891 года в селе Стойло Курской губернии близ Старого Оскола в семье крестьянина-бедняка. Обучение мальчика началось осенью 1900 года в церковно-при-ходской школе. После смерти отца, который запрещал сыну учиться, Адриан Топоров продолжил обучение в Каплинской второклассной учительской школе. По ее окончании в 1909 году стал учительствовать в селе Лапыгино Старооскольского уезда.

В 1912 году молодой учитель познакомился с Леонидом Петровичем Еши-ным — человеком революционных взглядов, отбывшим каторгу и ссылку в Сибири. Он и уговорил педагога ехать в Сибирь просвещать людей.

Начиная в 1912 году учительствовать на Алтае, уроженец Белгородчины и не подозревал, что педагогический талант принесёт ему настоящую всенародную славу, а с мечтой о просвещении народа он преодолеет многие житейские трудности. Три года А.М. Топоров работал учителем цер-ковно-приходской школы в Барнауле. И всё это время его не оставляла мысль, вынесенная из Каплинской учительской школы: «Идите туда, где гуще тьма». И молодой учитель отправился в одно из самых глухих алтайских сёл — Верх-Жилино Косихинской волости. Позднее в книге воспоминаний «Я -учитель» он расскажет о начале педагогической деятельности на Алтае, о первых разочарованиях и успехах. «Довольно быстро стало мне ясно, что «неоплатный долг», который мечтал я им вернуть, они не особо хотели и принимать. Не было ничего вроде «ах, приехал, родимый, наконец-то!». Была худая школёнка, было нищенское жалование, были равнодушие, подозрительность, хмурое молчание баб и мужиков». Учительская деятельность Адриана Топорова началась в сарае с протекающей крышей. Она не ограничивалась обучением деревенских детей. Постепенно новый учитель, ломая лёд недоверия, становился своим для сельчан. И вскоре не только учил, но и вел активную просветительскую деятельность среди крестьян: устраивал литературные вечера, ставил любительские спектакли, выступал с публичными лекциями, учил играть на скрипке. Добился разрешения и открыл в селе воскресную школу для женщин, собрал богатую библиотеку.

В коммуне «Майское утро»

Но наиболее ярко учительский талант A.M. Топорова раскрылся в годы работы в коммуне «Майское утро». После гражданской войны в 1920 году несколько крестьянских семейств организовали коммуну, основанную на принципе добровольности. В неё вошли лишь убеждённые строители новой жизни, обобщившие всё имущество, за исключением одежды и вещей личного пользования. Именно в ней Адриан Митрофанович и продолжил свою образовательную и просветительную работу.

Сначала в «Майском утре» была организована школа из четырех классов, затем добавились ещё два. Во второй половине 1920-х годов она была преобразована в школу крестьянской молодёжи. В комму-нарской школе А.М. Топоров учил и детей, и их родителей. К 1923 году в коммуне из неграмотных осталась только бабка Соши-ха, которая по старости была слепа и глуха.

Основные средства на содержание школы выделяла сама коммуна. По данным сборника «Школа и учительство Сибири», в год на её содержание выделялось из государственного и районного бюджетов 459 рублей, а из средств «Майского утра» — 829. Учительское жалованье самого Адриана Митрофановича составляло 32 рубля в месяц.

Он не только учил, но организовывал культурный досуг. Под руководством учителя дети активно включились в краеведческие исследования. Они отправлялись в походы по району, собирали экспонаты для музея, отражавшие природу, историю, культуру, быт сибирской деревни, записывали сотни образцов словесного и музыкального фольклора.

Топоров организовал коммунарский театр, в постановках которого принимали участие как дети, так и взрослые. Были созданы детский и взрослый хоры, школьный струнный оркестр, собрана библиотека. Работать приходилось с раннего утра до поздней ночи и без выходных. Первой помощницей в работе для Адриана Митрофановича была жена Мария Игнатьевна (в девичестве Кирнасова). Происходившая из состоятельного рода, получившая образование в классической гимназии, она уехала с любимым человеком в глухое алтайское селение. В коммуне она — первый медицинский работник, учитель пения и рисования. Сама пела в хоре, увлекалась фотографией.

Трудностей было много. Но ни подозрения, ни клевета, ни травля не охлаждали пыл учителя. О работе отца в коммуне сын Герман позднее вспоминал: «Хоть утром вставал я рано, отца, как правило, дома уже не было. За день заскакивал перекусить и захватить что-либо нужное для вечера. Появлялся поздно, и после ужина сразу же склонялся над столом, заваленным тетрадями, книгами, записями. Понятий «выходной», «воскресенье», «праздник» в семье не существовало. Редко случались походы за грибами и ягодами».

Есть ли объяснение такому рвению? «Неравнодушие — нерв педагогики. Щедрость — первая черта учителя. Он без оглядки отдаёт ученикам свои способности, умение, всё своё время, всю свою душу. Конечно, чего-то и сам не знает, а всего и не может узнать. Образование учителя тоже не безгранично. Но самоотдача его не имеет границ. Так, во всяком случае, должно быть…» — писал Адриан Митрофанович. Эти заветы принесли ему успех и славу.

Крестьяне о писателях

Главный труд в педагогическом наследии A.M. Топорова — книга «Крестьяне о писателях», итог большого совместного труда учителя и его взрослых учеников.

В течение двенадцати лет каждый вечер A.M. Топоров проводил с коммунарами коллективные чтения, метод получил название «громких читок». Читал русскую и зарубежную классику, новейшую советскую литературу, а по прочтении произведения начиналось его обсуждение. Постепенно романы и стихотворения, повести и рассказы превратились для крестьян в предмет дискуссий. Адриан Митрофанович стал записывать их мнения сначала для собственного архива, затем — для публикаций. Из этих записей он составил книгу «Крестьяне о писателях», первое издание которой вышло в свет в 1930 году.

Она вызвала множество восторгов среди педагогов и самих писателей, и еще больше возмущений. О книге, а вместе с ней и о педагогическом методе, с восхищением отозвались М. Горький, В. Вересаев и другие известные писатели тех лет. Благодаря книге, писатели впервые услышали искренний народный отклик на свои произведения. Учитель сделал народ не просто главным персонажем и воображаемым адресатом советской литературы, но ее верховным критиком.

Недоброжелатели обвиняли А.М. Топорова в том, что он читает крестьянам вредных новому советскому политическому строю писателей — Фета, Есенина, эмигрантов Мережковского, Бунина и других. Вскоре на крестьянскую критику навесили ярлык «топоровщина». Учителя стали травить клеветническими статьями. Не случайно при его аресте в 1937 году все материалы для следующих томов «Крестьян о писателях» были конфискованы.

Новая жизнь главной книги

Интерес к книге со стороны общественности и читающей публики возобновился в 1961 году, когда в космос полетел Герман Титов. Он называл Топорова своим «духовным дедом» (родители космонавта были учениками Топорова в коммуне «Майское утро»). В дальнейшем книга «Крестьяне о писателях» выдержала ещё шесть изданий: 1963, 1967, 1979, 1982, 2014 и 2016 годы. Сегодня она представлена в фондах крупнейших библиотек России, Украины, Беларуси и других стран. В 2000-х годах в государственном архиве Николаевской области были обнаружены ранее не опубликованные записи с обсуждением коммунарами произведений М.Зощенко, В.Шишкова, С. Есенина и других. В декабре 2017 года на сцене Томского театра юного зрителя состоялась премьера спектакля «Крестьяне о писателях. Житие учителя в трёх действиях» (режиссёр Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев). Спектакль основан на достоверных исторических событиях, посвящен судьбе коммуны «Майское утро» и самого Адриана Топорова.

Выставка в музее рассчитана на самую широкую аудиторию и заинтересует тех, кому небезразлична история родного края и прославивших его людей.

Наталья БУХАНЦОВА, заведующая экспозиционным отделом литературного музея