Талант Михаила Курбатова

Талант Михаила Курбатова

Мастер

Его работы поражали реалистичностью

Талантливый скульптор, лучший муляжист Европы и одарённый художник, благодаря которому сегодня мы можем представить, каким был дореволюционный Белгород, всё это о Михаиле Алексеевиче Курбатове. 19 сентября исполнилось 145 лет со дня его рождения.

На нынешней улице Чумичова ещё в XIX веке жила семья белгородских мещан Курбатовых. Сам дом не сохранился, но остались его изображения. В этом доме рос талантливый мальчик, который, к несчастью, с самого детства был очень болезненным — поборов скарлатину, он практически лишился слуха. Кто знает, как могла бы сложиться судьба юного дарования, если бы не этот недуг, благодаря которому он познакомился со Станиславом Штейном — основателем Московской клиники болезни уха, горла и носа. Быстро найдя общий язык с семьёй Штейна, в конце 1890-х годов Михаил Курбатов поселился в их доме и помогал в управлении имением. Это время, когда он находился под постоянным наблюдением, положительно сказалось на Курбатове — слух был частично восстановлен. Кроме того, обширный круг знакомых семьи, куда входили талантливые учёные, литераторы, деятели искусства, повлияли на формирующееся мировоззрение будущего художника.

Скульптурные портреты

Художественный талант Михаила Алексеевича было решено развивать. Он окончил училище живописи и ваяния в Москве, продолжил учебу в Парижской академии под руководством Франсуа Огюста Рене Родена и Эмиля Антуана Бурделя. Работы молодого скульптора появлялись на выставках в Париже, а сам Михаил Курбатов оттачивал навыки, изготавливая слепки с анатомических или патологоанатомических препаратов.

В возрасте 35 лет Михаил Алексеевич вернулся из Франции в Москву. Уже будучи довольно опытным муляжистом, он не останавливался на достигнутом и продолжал совершенствовать своё скульптурное мастерство. Около двадцати лет посвятил работе во Втором медицинском институте. Там Михаил Алексеевич организовал музей научно-художественных слепков, в котором за годы работы собрал огромную коллекцию муляжей и рисунков. Работы Курбатова были признаны отечественными и зарубежными учёными искусными и точными копиями. Они в один голос утверждали, что Курбатов определённо лучший муляжист Европы.

В 1924 году после смерти Ленина была организована специальная комиссия по изучению мозга вождя. Сделать муляжи мозжечка и разреза верхней части мозга было доверено Курбатову единогласным решением. Выполненную работу высоко оценила комиссия, отметив, что слепок выполнен «с максимальной предельной точностью и в высокой степени художественно». Однако на этом работа, связанная с Лениным, не закончилась. Спустя некоторое время Михаил Алексеевич вошёл в число скульпторов, участвующих в проектировании памятника Ленину. Подход Курбатова был довольно нетипичным, поскольку вождь был изображён в тёмно-сером костюме, белой рубашке с тёмно-вишнёвым галстуком, а на ногах были чёрно-белые ботинки. Эта реалистичная фигура производила неизгладимое впечатление.

Стоит отметить, что Курбатов — автор целого ряда скульптурных портретов, среди которых Г. Успенский, А. Пушкин, И. Мечников и другие. Работая в Москве, он познакомился с Л .Н. Толстым, а в 1913 году представил зрителям скульптуру «Толстой изваянный», представляющую писателя в своём кабинете в последний год его жизни. Посетители попадали в кабинет, где, склонившись за рабочим столом, в большом кресле сидел Толстой в серой блузе. Эту скульптуру видела и дочь писателя Мария Львовна, которая была глубоко поражена таким точным сходством с её отцом. К сожалению, до наших времён эта работа не сохранилась, но осталось фото, по которому можно убедиться в профессионализме скульптора.

Секрет реалистичности своих работ Михаил Курбатов унёс с собой, не оставив никаких пояснений. Известно, что один из факторов кроется в уникальном материале, однако его состав до конца не изучен. Учёные до сих пор исследуют его, чтобы хоть на долю суметь приблизиться к мастерству лучшего муляжиста Европы.

Живописный Белгород

Увлечение Курбатова, благодаря которому мы можем представить дореволюционный Белгород, — живопись. До нас дошли некоторые рисунки городских ландшафтов, которых уже давно не существует и которых нет ни на одной фотографии. Родной город вдохновлял Михаила Алексеевича, он любил белгородскую землю так сильно, что ни за что не соглашался переезжать за границу. Свои чувства к Белгороду он выражал с помощью пейзажей. В фондах Белгородского историко-краеведческого музея хранятся некоторые работы Михаила Курбатова: «Окрестности Белгорода», «Вид села Пушкарное Белгородского уезда», «Уголок сельской улицы», «Ветряк», «Дом Курбатовых».

В 2006 году одна из улиц Белгорода была названа в честь нашего знаменитого земляка.

Екатерина УСИЧЕНКО,

младший научный сотрудник

Пушкинской библиотекимузея

фото из свободных источников