Строим школу будущего

Строим школу будущего

Дети, родители и педагоги должны объединить усилия

Наше интервью

В ближайшее время систему образования региона ждут значительные преобразования. Какие именно, рассказал заместитель мэра по социальной политике и образованию Андрей Мухартов.

Белгород стал пилотной площадкой для отработки стратегии «Доброжелательная школа». Что она собой представляет?

—  Документ по стратегии уже разработан, с ним можно ознакомиться  на сайте управления образования области. Однако от  педагогической  общественности  всё ещё принимаются предложения по совершенствованию отдельных позиций. Разработаны 9 портфелей, которые включают 35 проектов, касающихся всех сторон школьной жизни. Базовый принцип — «доброжелательность» .

Первый портфель посвящен развитию инфраструктуры образования. Более комфортные условия для детей начинаются внешним видом учебных кабинетов и заканчиваются тем, что в них находится. Второй портфель включает проекты по управлению образованием. Лидеры среди учеников, педагогов и руководителей должны приносить пользу не только в стенах конкретной школы, но и всей системе образования. Школа должна быть бережливой. Технология бережливого управления в социальной сфере региона уже демонстрирую эффективность: высвобождается свободное время и ресурсы. Еще один портфель проектов касается развития психолого-педагогического сопровождения школьников. Работа психологов, логопед, тьюторов также должна совершенствоваться благодаря разработанным механизмам. Есть портфель проектов, посвященный развитию оценки качества образования, и портфель «Цифровая образовательная среда». В рамках всех проектов мы пытаемся выстроить систему доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса, чтобы получить положительный результат.

   Стратегия рассчитана до 2021 года, она затрагивает учреждения дошкольного и дополнительного образования?

—  В рамках проекта мы работаем и с ними. Дошкольные  учреждения, по сути, являются базой для дальнейшего получения хорошего уровня образования. Мы сталкиваемся с такой проблемой: одни родители отдают ребенка в детсад, чтобы там его всему научили, другие стараются учить ребенка самостоятельно, и дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. В детских садах необходимо ситуацию исправить, выведя ребят на тот уровень, который позволяет в дальнейшем успешно осваивать школьную программу. В дошкольных учреждениях основой доброжелательности является игра. Есть пилотный проект, который мы хотим распространить на все дошкольные образовательные учреждения Белгорода. Сейчас он реализуется в детских садах №№48, 75 и 78.

  Какие возможности для школьников дает реализация стратегии «Доброжелательная школа»?

—  Самое главное — возможность осознанного выбора пути, по которому ребенок развивается. Мы говорим, что обучение должно   быть   персонифицированным   и ориентироваться на возможности ребенка. Дети могут выбирать программы внеурочной и проектной деятельности. Надо находить подходы, чтобы у ребенка было желание хорошо учиться, достигать поставленные цели. Это самое главное.

  Как решается проблема второй смены?

—  Проблема пока остается. Но, она последовательно   решается.   Сейчас   она остаётся в 9-ти школах — это 1928 учеников. За последние несколько лет были введены в строй школа №50, центры образования №6 и №15, начальные школы с детсадами в микрорайоне Новая жизнь и на Спутнике, ещё одна строится в микрорайоне Восточный. Стремимся пересмотреть расписание, сделав его более эффективным. Ищем внутренние резервы за счет использования дополнительных помещений под учебные кабинеты. Есть план   выполнить  пристройки   к зданиям школ №11 на Крейде и №18 в ЖД-поселке. Речь идет о разработке проектно-сметной документации. Я думаю, еще 2-3 года и вопрос со второй сменой будет закрыт.

  К 2021 году школы перейдут на режим полного дня. Дети будут находиться в учебном заведении с 8 утра и до 6 часов вечера. С чем это связано?

— Это наш ответ на социальный запрос. Многие горожане значительную часть дня находятся на работе и не могут уделить должное внимание своим детям. Школа полного дня позволяет не только занять детей, но и помочь им сделать уроки. Есть такое  понятие  —  «внеурочная  деятельность». На нее сейчас выделяется 10 часов на класс. Причем у учителя имеется возможность   провести   дополнительные занятия как с отстающими, так и одаренными детьми. В школах работают спортзалы, библиотеки и кабинеты информатики. Вокруг учебных заведений создаются рекреационные зоны.

На учителях это как отразится?

—  Речь идет не об одном учителе, который с утра до ночи будет находиться в школе. Однако после того, как учитель провел свои занятия, у него есть возможность  работать тьютором.   Нагрузка  на преподавателя в школе сегодня весьма значительная, особенно на классных руководителей.  Мы  ставим  задачу перед директорами   школ   сделать   их   работу максимально    комфортной.    Повышение зарплат также планируется. Классный руководитель должен получать надбавку как минимум 5 тыс. рублей. Кроме базовых окладов должны быть определенные гарантированные выплаты. Пересматриваем критерий стимулирования, включаем в него оплату за работу, которая появляется дополнительно.

Расскажите о бесплатных сертификатах на дополнительное образование.

—  Сегодня в разработке система, которая  называется  «Персонифицированное финансирование дополнительного образования». На каждого школьника выдаётся сертификат с определенным номиналом. Когда он по своему выбору приходит в какое-либо учреждение дополнительного образования, за ним целенаправленно приходит финансирование. Мы предполагаем, что будет сложно. Очевидно, пропадут какие-то кружки, но на их месте появятся новые, которые интересны ребятам. Ведется работа над составлением их программ.

Как обстоят дела с материальной составляющей?

—   На  протяжении   10  лет  делаются финансовые вложение в развитие сферы образования в Белгороде. Бюджеты всех уровней  позволяют поддерживать материальную базу учебных заведений на должном уровне. Хотелось бы, чтобы школы, которые построены 30-40 лет назад, были оснащены также, как и недавно введенные. Это связано с заменой мебели, оборудования, наглядных принадлежностей и прочего. Мы постепенно это делаем. В текущем году на образовательные учреждения выделено на ремонтные и строительные работы 103 млн руб., а 96 млн руб. — на оборудование и оснащение. Мы следим, чтобы все школы были готовы к началу отопительного сезона. Сейчас у образовательных учреждений появилась возможность развиваться за счет привлечения грантов под конкретные проекты и идеи. По этому пути пошла гимназия №1.

Сейчас стратегия «Доброжелательная школа» реализуется в шуховском лицее и лицее №9. В настоящее время они получили статус опорных школ российской академии образования. Это не только подтверждение их высокого уровня, но также возможность реализации федеральных образовательных проектов. Мы планируем, чтобы все учреждения Белгорода функционировали в рамках этой системы.

Беседовала Елена СТАРОСТОВА

Фото Бориса Ечина