Школа должна быть доброжелательной

Школа должна быть доброжелательной

Наше интервью

Традиционно накануне нового учебного года педагоги подводят итоги года предыдущего и определяют основные задачи, стоящие перед ними. Об этом наше интервью с руководителем управления образования города Ириной Гричаниковой.

Ирина Александровна, можно ли назвать 2018-2019 учебный год успешным для муниципальной системы образования? Что Вы можете сказать о его итогах?

Я бы назвала его годом плодотворной работы. Мы смогли многого достичь. Объединение усилий всех участников образовательных отношений и социальных партнеров позволило открыть в городе Белгороде МБОУ «Центр образования № 6» «Перспектива», детский сад № 9 «Щелкунчик» и филиалы детских садов №№ 7, 39, 42. В новое усовершенствованное здание переехал детский сад № 27 «Жар-птица». С 1 сентября 2019 года перед белгородскими воспитанниками свои двери распахнут МБДОУ «Начальная школа — детский сад № 26 «Акварель» и МБДОУ «Начальная школа — детский сад № 8».

Это содействовало решению нескольких взаимосвязанных проблем. Во-первых, создано 870 дополнительных мест в системе дошкольного образования, в том числе 479 — для детей раннего возраста. Следует отметить, что с 2017 года все дети города в возрасте от 3 лет обеспечены местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Во-вторых, уменьшилось количество школ, работающих в две смены (с 19 в 2016 году до 9 в 2019 году). Численность детей, обучающихся во вторую смену, сократилась с 5528 до 1340.

Много сделано и продолжает делаться для совершенствования инфраструктуры занятий спортом. Отремонтированы спортивные площадки школ №20,33, в ближайшее время завершится реконструкция стадиона школы №49, идет ремонт спортплощадок общеобразовательных учреждений №№1,2,12,30,27,34.

Год был успешен для образовательных учреждений и педагогов города, показавших высокий уровень качества белгородского образования. Абсолютным победителем областного конкурса «Лучший детский сад — 2018» стало МБДОУ д/с №18. По итогам проведения всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России — 2018» победителем стала школа № 21. На Всероссийском конкурсе «Успешная школа» среди 300 заявленных участников третье место завоевала школа № 11. Школа № 13 одержала победу в региональном конкурсе «Школа года — 2018» в номинации «Школа успешной социализации».

Среди достижений — победы: директора школы № 17 Михаила Сергеевича Шей-ченко в региональном конкурсе «Директор года», психолога школы № 28 Анны Зали-коевны Киверник в региональном конкурсе «Педагог-психолог — 2019», инструктора по физической культуре детского сада № 56 Ильи Сергеевича Борзых в региональном конкурсе «Воспитатель года — 2019», учителя географии школы №50 Артура Геннадьевича Алферова в региональном этапе всероссийского конкурса «Учитель года России — 2019» в номинации «Педагогический дебют», заместителя директора центра образования № 15 «Луч» Владимира Леонидовича Долгих во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют — 2019» в номинации «Молодые управленцы».

Успешно действовала система поддержки одаренных детей. 219 призовых мест завоевано белгородскими школьниками на региональном и 9 на заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников. 195 выпускников награждены золотыми медалями, 23 — получили 100 баллов по результатам ЕГЭ, среди которых двое выпускников, получивших высший балл по двум предметам, и отмечены премией губернатора Белгородской области.

Совсем скоро во всех белгородских школах прозвенит первый звонок, знаменующий начало нового учебного года. Будут ли какието изменения в содержании образования или в организации образовательного процесса?

Продолжается реализация мероприятий национального проекта «Образование». Новый вектор для качественного обновления системы образования и направлений деятельности образовательных учреждений задала региональная Стратегия «Доброжелательная школа». Стратегия должна обеспечить прорыв белгородской системы образования и одновременно достичь воспитательно-нравственного эффекта во всех образовательных организациях. Её главная идея — сформировать современную, доступную, безопасную и дружелюбную образовательную среду, максимально раскрывающую потенциал каждого ребёнка. Такие задачи на областном августовском педагогическом форуме ставил губернатор Белгородской области Е.С. Савченко.

Стратегия включает девять портфелей проектов, объединяющих 35 отдельных программ. Один из них — «Обновление содержания деятельности образовательных организаций Белгородской области».

Серьезно обновится содержание учебного курса «Технология», в него войдут новые модули, соответствующие современному, в том числе цифровому, производству. Изучение курса будет проходить с использованием ресурсов «Кванто-риума». В результате участия в федеральном проекте «Современная школа» общеобразовательная школа № 30 уже получила оборудование для преподавания предмета «Технология» на сумму 4 млн руб.

В 2019 году две белгородские школы стали участниками федерального проекта по созданию базовых школ Российской академии наук. Этот статус получили лицей №9 и Шуховский лицей. Участие в проекте позволит создать условия для качественного обновления содержания образования и расширения ресурсов по формированию научно-исследовательских навыков школьников.

На базе лицея №10 и центра образования №15 «Луч» начнут действовать профильные медицинские классы.

Большое внимание будет уделено созданию современной цифровой образовательной среды. Успешное участие в конкурсе на получение федерального гранта дало возможность создать центр цифрового образования для детей «IT-куб».

В практику деятельности образовательных учреждений войдут технологии бережливого управления. Процессы визуализации, внешней и внутренней логистики, облегчение навигации в стенах учреждения для всех участников образовательных отношений и гостей, создание комфортных зон ожидания — это то, что будет оказывать долгосрочный эффект на весь уклад жизни образовательной организации.

Еще хотелось бы обратить внимание на то, что ключевые направления изменений связаны с усилением воспитательного потенциала деятельности. У нас накоплены богатые традиции духовно-нравственного и гражданско-патриотиче-ского воспитания. С целью гармоничного воспитания подрастающего поколения и

с учетом возрастных особенностей будет организована работа по освоению культурного норматива юного белгородца. Благодаря ему у учащихся появятся дополнительные возможности для знакомства с шедеврами литературы, театра, музыки, архитектуры, живописи и кино, для посещения музеев, а также для поступления в творческие вузы.

В рамках реализации проекта «Доброжелательная школа» в образовательных учреждениях города планируется внедрение модели школы полного дня. Что представляет собой эта модель?

— Школа полного дня станет основой организационной модели доброжелательной школы. Но хотелось бы предостеречь от упрощенного понимания сути этой модели. Она не заключается только в создании платных групп по присмотру, уходу и организации внеурочной деятельности. Внедрение такой модели позволяет только в том случае добиться эффекта, когда будут обеспечены создание единого развивающего пространства в учреждении, интеграция образовательного и воспитательного процессов, общего и дополнительного образования, реализация принципов здоровьесбережения.

В муниципальной системе образования имеется опыт организации работы образовательного учреждения в режиме школы полного дня. Такая модель была внедрена в 2011 году в 5 общеобразовательных учреждениях — №№ 1,10, Шуховский лицей, 44, 51. Это стало результатом успешно реализованного муниципального проекта. И сейчас нам необходимо актуализировать имеющийся опыт, в том числе нормативно-правового сопровождения внедрения данной модели, и распространить его по другим школам города.

Идее школы полного дня в наибольшей мере соответствуют образовательные комплексы, которые позволяют объединить в рамках одного учреждения разные уровни общего и дополнительное образование, обеспечив, таким образом, единое образовательное пространство. Интеграция дошкольного, школьного и дополнительного образования уже реализуется в муниципалитете в различных формах. На базе 20 средних школ города действуют дошкольные группы. На базе практически каждого образовательного учреждения организуют свою деятельность учреждения дополнительного образования. С 2015 года в фактическом режиме образовательного комплекса — единого юридического лица функционирует центр образования № 1 города Белгорода. С 2018 года организовано тесное взаимодействие центра образования № 15 и детского сада № 18, предполагающее координацию методической, психолого-педагогической деятельности, воспитательной работы, единую систему оценки качества образования.

Одна из главных задач современного образованиявсестороннее развитие личности школьников. Стоит ли ждать преобразований в системе дополнительного образования?

— Для системы дополнительного образования наступающий год станет годом серьезных изменений. К 1 сентября была произведена частичная реструктуризация сети учреждений дополнительного образования. За каждым учреждением закреплена ключевая направленность дополнительного образования, призванная определить миссию учреждения, его уникальную специфику. Эти мероприятия мы рассматриваем, в том числе, как подготовку к переходу на персонифицированное финансирование дополнительного образования. Город Белгород стал одним из пилотных муниципалитетов по внедрению данной модели.

Для того чтобы дополнительное образование эффективно выполняло свою основную задачу — гармоничное развитие личности ребенка, необходимо поменять подходы к его организации. На уровне начального общего образования приоритет должен отдаваться краткосрочным программам. Это позволит ребенку попробовать свои силы в объединениях разных направленностей, что обеспечит его дальнейший осознанный выбор. На уровне основного общего образования, исходя из возрастных особенностей ребенка, необходимо активно включать его в различные социальные практики. В 10-11 классах акцент уже делается на проф-ориентационной деятельности, подготовке школьника к учебе в высшем учебном заведении.

Кроме того, ведется работа по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования.

Дошкольное образование можно назвать первой ступенью в образовании. Изменятся ли подходы к организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении?

Ключевым ориентиром в обновлении дошкольного образования станет региональный проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области» («Дети в приоритете»). В нем понятие «детствосбережение» звучит как призыв сохранить детство как важнейший этап в жизни человека, признать его самоценность, которая неотделима от игры. К сожалению, даже сами родители иногда недооценивают игру и смотрят на детский сад как подготовку к школе. А ведь это самостоятельный жизненный цикл, играющий, развивающий и обогащающий, где результатом является социализация, индивидуальный для каждого ребенка уровень развития любознательности, воображения, самостоятельности и готовности к преодолению ошибок и неудач. А вот эти качества и формируют у ребенка предпосылки к учебной деятельности.

Детский сад — это открытое доброжелательное пространство развития ребенка и открытого диалога родителей, педагогов и различных социальных институтов.

Ирина Александровна, что вы можете пожелать педагогическим работникам в преддверии Дня знаний?

— Я поздравляю всех с началом нового 2019-2020 учебного года. Желаю, чтобы для каждого работника системы образования этот год стал годом совершенствования профессионального мастерства, годом новых идей и их неизменного воплощения!

Беседовал Виктор ФЕДОРОВ

ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Наш Белгород №34(1822) от 30 августа 2019 года

Exit mobile version