Первый романтик авиации

Первый романтик авиации

К 115-летию со дня рождения авиаконструктора Александра Москалёва

История развития отечественной авиации полна драматических эпизодов, белых пятен, порой даже трагических ситуаций. Наши советские авиаконструкторы, удивительно талантливые люди, зачастую оказывались в опале, а их изобретения оставались невостребованными, проекты пылились на полках. Яркий тому примерсудьба нашего земляка, изобретателя Александра Москалёва.

Сегодня имя этого авиаконструктора мало кому о чем-то говорит. А ведь в 30-е годы прошлого века о Москалёве и его самолетах писали все центральные газеты, сообщалось в радиосводках. Как получилось, что создатель более тридцати опытных и экспериментальных самолетов был забыт?

Учиться и трудиться

Александр Сергеевич Москалёв родился в 1904 году в городе Валуйки тогда еще Воронежской губернии, в семье земского ветеринарного врача Сергея Ксенофонтовича Москалёва. Через год после рождения мальчика семья переехала в воронежское село Верхняя Хава.

В доме Москалёвых в теплой, но требовательной атмосфере, царил дух любви к труду, тяги к знаниям и активной жизненной позиции. Недаром и младший брат авиаконструктора Борис стал доктором наук, профессором Воронежского сельскохозяйственного института, автором многочисленных научных трудов, кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

В июне 1913 года семья Москалёвых переехала в Воронеж. Через год родители определили Сашу в первую Воронежскую гимназию (после Октябрьской революции — 1-я Советская трудовая школа). Мальчик увлекался шахматами, поэзией, игрой в футбол, и, конечно же, авиацией. В 1920-1922 годах Александр Москалёв служил добровольцем в Красной армии, затем — участковым милиционером в Воронежской городской милиции. В 1923 году он поступает в Воронежский госуниверситет на физмат. Но вскоре учебное заведение закрылось, и Александр был вынужден продолжить обучение в другом городе. Выбор пал на Ленинград.

По окончании Ленинградского государственного университета с 1928 по 1931 годы Александр Сергеевич работал на заводе «Красный летчик» инженером, а затем заместителем начальника расчетного отдела завода.

Первые изобретения

В 1928-1929 годах в авиационной промышленности впервые развернулась широкая кампания по рационализации и изобретательству. Тогда же Москалёв пробует свои силы в изобретательстве. Экстерном он сдает весь курс обучения в Ленинградском технологическом институте и получает диплом инженера-технолога. Это принесло свои плоды. В объявленном в 1930 году конкурсе на создание истребителя-перехватчика с новым мотором М-34 проект Москалёва оказался лучшим, но задержки с выпуском двигателя не дали возможности построить этот самолет. Соединив знания и опыт инженера-расчетчика, конструктора и технолога, 27-летний изобретатель проектирует двухмоторный воздушный «автобус» для связи Ленинграда с Кронштадтом. Достроить его не удалось — скоротечная чахотка на долгие месяцы приковала юношу к больничной койке.

В 1931 году Москалёва направили в Воронеж на строящийся авиазавод №18. Здесь его ждала должность заместителя начальника серийно-конструкторского отдела. В то время заводчане работали над четырехмоторным бомбардировщиком конструкции А.Н. Туполева. Уверенности в том, что этот самолет успешно пойдет в серию, не было. В цехах еще только устанавливалось необходимое оборудование. Инженер Москалёв предложил построить легкий самолет его конструкции САМ-5 (самолет Александра Москалёва). Предложение одобрили. За очень небольшое время, вместе с возведением цехов, изготовили самолет, ставший первенцем воронежского завода. На базе самолета САМ-5 Александр Сергеевич создал САМ-5 бис — легкий пассажирский самолет, давший Родине несколько мировых рекордов высоты и дальности полета. Все они были зафиксированы международной авиационной федерацией ФАИ.

За десять лет в Воронеже Москалёв успел не только разработать десятки самолетов. Он организовал и возглавил их серийное производство, параллельно создал кузницу кадров авиазавода: Воронежский авиатехникум им. Чкалова и научно-экспериментальную базу по изучению аэродинамики и аэромеханики в Воронежском государственном университете, где сам руководил кафедрой и читал лекции будущим инженерам.

Опередивший время

Еще в бытность работы в Ленинграде, Александр Сергеевич начал экспериментальные работы по исследованию сверхзвуковых скоростей. Уже тогда он предположил, что наиболее оптимальной аэродинамической формой самолета должно быть летающее крыло в виде вытянутого треугольника, по форме, близкой к осевому сечению артиллерийского снаряда. Поэтому не случайно в конце 1933 года в результате проведенных исследований появился проект сверхзвукового истребителя САМ-4 «Сигма». Как отмечал позже сам конструктор, «САМ-4 я считаю наиболее интересной своей работой». Однако за «несусветную экзотику» проект «Сигмы» был отклонен и пролежал в архиве почти три года. А ведь этот проект доказывал приоритет Москалева и нашей страны в изобретении новой перспективной компоновки самолета. «Сигму» он забросил, занялся текущими делами.

Но 7 мая 1937 года Москалёва срочно вызвали в Москву. До Сталина дошла информация о теоретических работах над крылом необычной формы русского эмигранта Глухарева в Америке. Москалёву предписывалось в кратчайшие сроки разработать аналог самолета «Сигма», осуществить его постройку и провести летные испытания. Александр Сергеевич создал эскизный проект «Стрелы» всего за три дня, хотя продумывался он годами, а собственно самолет построили за семьдесят дней.

Наземные испытания САМ-9 начались 27 июля 1937 года. Летчик-испытатель А.П. Чернавский вспоминал о них: «…Мы просто не успели или, вернее, не смогли воспринять психологически самолет «Стрела». Мы не были готовы, опять же психологически, работать на машине такого типа! Винить нас за это нельзя, нас надо было просто понять. Бипланы со стойками, расчалками и вдруг — стремительный изящный треугольник!». После всех испытаний самолет САМ-9 «Стрела», который полностью выполнил свою задачу, по приказу из Москвы в конце 1938 года был… уничтожен.

Инженерный гений

Началась Великая Отечественная война. Москалёв вплотную занялся проектированием и производством воздушно-десантной техники. Теперь он работал на одном из уральских заводов в качестве директора и главного конструктора. За то, что этот завод под его руководством выполнил задание Сталина выпустить за месяц 50 планеров, которые помогли снабдить окруженных под Минском партизан, Александра Сергеевича наградили медалью «Партизан Великой Отечественной войны» I степени.

Перед вторжением фашистской Германии в СССР у отечественной военной авиации на вооружении состояли устаревшие малоскоростные истребители, непригодность которых доказали бои в Испании, Маньчжурии и Финляндии. По заданию Сталина новые истребители начали проектировать такие мощные силы, как КБ «короля истребителей» Н.Н. Поликарпова, ОКБ А.С. Яковлева — главного консультанта «вождя всех народов» по авиации, вновь созданные бюро А.И. Микояна, коллектив Лавочкин — Горбунов — Гудков и многие другие. В их распоряжение были отданы лучшие силы науки — ЦАГИ и производства — серийные и опытные заводы всей страны, самые мощные авиационные моторы и новейшее оборудование. А в Bopoнеже Москалёв буквально «на коленке», чуть ли не голыми руками проектировал и строил на базе Воронежского авиатехникума двухбалочный истребитель САМ-13.

Первые же испытательные полеты показали его преимущество перед столичными «штучками». Но самолет, простой и надежный, быстрый и маневренный в серию не пошел, хотя в нем использовались простые и очень маломощные моторы. Его разработки конкурировали с туполевскими, лавочкинскими и королёвскими, и опережали свое время, как всегда. Сверхзвуковые бомбардировщики Москалёва могли бы доставить ядерное оружие в любую точку планеты. Они были необходимы. Но к опальному авиаконструктору не прислушивались…

Вернувшись из эвакуации в Ленинград в 1945 году, опытно-конструкторское бюро Москалёва создает проект сверхзвукового истребителя РМ-1. Самолет, получивший обозначение САМ-29 РД-2П-ЗВ, был выполнен по аэродинамической схеме «Стрелы». Аэродинамическая схема и мощный двигатель обеспечивали достижение высоких летных данных. Сначала этот проект получил одобрение, но в 1948 году в верхах приняли решение самолет не строить, завод у москалевцев отнять и ликвидировать опытно-конструкторское бюро, возглавляемое Москалёвым.

Для будущего страны

Перед авиаконструктором остро встал вопрос: что делать дальше? Вскоре поступило предложение о работе старшим преподавателем конструкции, прочности и аэродинамики самолетов на инженерном факультете Ленинградской Краснознаменной военно-воздушной инженерной академии им. Можайского. Почти одновременно пришло приглашение от С.П. Королева работать у него первым заместителем. Александр Сергеевич выбрал академию. Так закончилась его двадцатилетняя работа в авиационной промышленности. Это был июль 1948 года. Вскоре Москалёв защитил диссертацию по теории крыла малого удлинения и стал осваиваться с новой работой и новой обстановкой.

Но, уйдя в преподаватели, он не забросил конструкторскую практику. 30 апреля 1950 года вместе с Е.Ю. Янсоном, А.А. Яковлевым и В.В. Свешниковым он подает заявку на коллективное изобретение «Траловые распорные доски «РСП». Однако и этот проект получил отказ на реализацию. В выдаче авторского свидетельства было отказано. Как и многим другим его разработкам, последовавшим дальше…

В августе 1976 года Александр Сергеевич пишет автобиографическую повесть «Голубая спираль» — о творческой судьбе конструктора до его расставания с авиационной промышленностью. Повесть вышла в печать только в 1990 годах.

Вклад Москалёва в разработку авиационно-космической техники оценили только в 1979 году: в связи с 75-летием его наградили Золотой медалью имени академика Королева.

Скончался Александр Сергеевич 3 января 1982 года. Его похоронили на Северном кладбище в Санкт-Петербурге. Так завершилась история одного из первых романтиков отечественной авиации.

Маргарита ТЕРЁХИНА, сотрудник отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки

ФОТО ИЗ АРХИВА БИБЛИОТЕКИ

Exit mobile version