150 лет назад в городе открылась первая типография
19 сентября 1869 года в Белгороде появилась первая частная типография, чья история, словно зеркало, отражала историю нашего края и всей страны.
Мещанин Гордон
Первое упоминание о белгородской типографии в архивных документах установил известный краевед Александр Крупенков. Владельцем ее был житель Харькова Мание Моисеевич Гордон. В Харьков он приехал из города Вильно (сейчас Вильнюс), где было хорошо развито печатное дело. Владел несколькими типографиями в разных городах, и в 1869 году открыл еще одно свое полиграфическое предприятие в Белгороде.
Развитие просвещения и культуры, оживление общественной жизни, буржуазная эволюция экономики страны во второй половине XIX века требовали значительного расширения выпуска книг и периодики и соответственного увеличения числа полиграфических предприятий.
Несмотря на размеренную уездную жизнь, в Белгороде тоже происходили перемены. В это время была построена Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, которая проходила через наш город. Появился телеграф, открылся общественный банк Николая Чумичева, строились новые заводы и мастерские. Возможность печатать газеты, брошюры, книги, открытки и развивать типографское дело позволила Белгороду быть в одном ряду с продвинутыми городами своего времени.
Типография Гордона была небольшой -на два печатных станка. Размещалась она сначала в одноэтажном домике Григорьевой по улице Смоленской (район строительного колледжа), с 1873 года — в доме купца Конакова на южном углу улиц Корочанской и Старомосковской (напротив здания Белгородстата).
В рекламном объявлении М.М. Гордон сообщал, что в его типографии печатаются «…повестки для мировых учреждений, мировых съездов, формы и платежные книжки для волостных правлений, афиши, объявления, бланки, счета, конторские книги, этикеты, всякого рода экономические формы, бланки для отношений и др. заказы исполняются в возможно скорое время по самым умеренным ценам». Двадцать лет там издавались газета «Курские епархиальные ведомости», отчеты Белгородской городской управы, брошюры, частные заказы.
В 1891 году М.М. Гордон, видимо, в связи с пожилым возрастом, начал распродавать свой бизнес. Он продал типографию «своему» человеку — такому же харьковскому мещанину Александру Александровичу Вейнбауму.
Наборщик текста Вейнбаум
Александр Александрович родился в 1867 году, происходил из обрусевших венгров. В своем прошении о приобретении типографии он указал, что «присоединен» к православию в Вознесенской церкви Харькова — такое ответственное дело, как книгопечатание, иноверцам не разрешалось. Известно, что в Харькове он работал наборщиком текста в местной газете «Южный край». Откуда у типографского рабочего появились деньги на покупку печатного предприятия, история умалчивает.
Прошение было удовлетворено, и 18 мая 1891 года А. Вейнбаум получил свидетельство на право приобретения типографии «о двух ручных станках и содержания таковой в городе Белгороде». Всего через год типография сменила свой адрес на дом 23 по улице Корочанской (нынешний Гражданский проспект), который принадлежал мещанке Евдокии Яковлевой. Рядом с ее домом в 1895 году Вейнбаум выстроил одноэтажную каменную лавку.
Александр Александрович был предприимчивым человеком. В Белгороде он успешно занялся коммерческой деятельностью. Путь от харьковского наборщика до белгородского купца у него занял десять лет — в 1902 году он уже числился купцом 2-й гильдии. Все строения на его участке к этому году были снесены, оставлены только флигель и сарай. А в 1903 году «на месте снесенных дома и каменной лавки» по Корочанской был построен «дом двухэтажный каменный и флигель деревянный».
Дом Вейнбаума построен в стиле классицизма, для которого характерны гармония и простота форм, уравновешенность планировки, четкие пропорции. Балкончики, лепнина и прочий декор должны были подчеркнуть благосостояние хозяина.
Сначала на фоне небольших строений уездного Белгорода он выделялся своими размерами, сейчас радует стариной и индивидуальностью, является памятником архитектуры и истории.
В советское время в доме купца Вейнбаума располагались обкомы КПСС, профсоюза работников связи, телефонная станция, управление связи, областная Союзпечать, областные управления сахарной промышленности, хлебопродуктов. В 80-е годы здание хотели снести и построить жилой дом, но возмущенные белгородцы не дали его разрушить. Дом отреставрировали и передали областному управлению культуры.
А тогда, в начале XX века, в нем была устроена владельцем лучшая, по словам современника, гостиница с телефоном и ванной, а на первом этаже — книжный, писчебумажный и музыкальный магазин, аптека провизора Когана.
Время процветания
Типография разместилась во флигеле, продолжала работать и осваивать новые виды печатной продукции. Помимо бланков, афиш, объявлений, визиток, печатались книги и брошюры, почтовые открытки с достопримечательностями Белгорода, более десяти лет издавалась рекламная газета «Белгородский листок». К сожалению, полного комплекта этой газеты не сохранилось. Даже в крупнейшей Российской государственной библиотеке в Москве есть подшивки газеты только за 1910-1914 годы.
В 1910 году Вейнбаум разместил в здании типографии динамо-машину, что было новшеством для Белгорода. Спустя два года цены на продукцию типографии удалось значительно снизить за счет приобре-
тения новых скоропечатных машин. Брошюры издавались небольшим тиражом, и в наше время являются библиографической редкостью: И. Кулегаев «Заметки о преподавании естествоведения в младших классах городских училищ (1903), «Смоленский собор города Белгорода. К 200-летию прославления чудотворной иконы Божией Матери (2 октября 1703 года. 1703-1903)», «Отчеты о деятельности городской управы за 1910-1913 годы», «Церковное прославление святителя и чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и современников» (1916).
Первой книгой, изданной в белгородской типографии, была автобиографическая повесть священника Харьковской епархии Григория Томашевского. Он служил в Вознесенской церкви, в которой Александр Вейнбаум принял православие.
Первая советская типография
Когда в город пришло известие об отречении царя от престола в 1917 году, Александр Александрович собственноручно набрал срочный номер газеты. Все же в 1919 году, в связи с революционными событиями, А. Вейнбаум был вынужден покинуть Белгород и скрываться в Харькове. Однако и там его разыскали бывшие работники типографии, недовольные тяжелыми условиями труда на предприятии. По воспоминаниям наборщика Гавриила Тарасова, «работать приходилось в темном подвальном и сыром помещении по 10-12 часов в сутки. Безрадостная и изнурительная работа заставляла мнотх рабочих частенько во время работы выпивать. Хозяин безжалостно их штрафовал…».
А. Вейнбаум был арестован и приговорен к расстрелу. Типография национализирована. Когда в 1919 году к городу подошли части белогвардейцев, печатные машины разобрали и эвакуировали. Через полгода, когда красные вновь овладели Белгородом, в типографии опять закипела работа.
В 1920 году ее объединили с типографией Ф.М. Галдина — она стала первой советской типографией. Для расширенного производства подыскали другое помещение-
бывший магазин купца Фролова на Базарной площади, в центре города. В советской типографии печаталась городская и уездная газета «Трудовой день», впоследствии переименованная в «Белгородскую правду».
Новое издательство
По просьбе коллектива типографских рабочих в 1924 году типографии присвоили имя В.И. Ленина. В 1929 году последовала еще одна реорганизация — ее объединили с редакцией и конторой газеты «Белгородская правда», в результате чего появилось издательство «Белгородская правда».
К началу деятельности издательство приобрело новый шрифт и установило современные печатные машины. В 1930 году при издательстве открылась фотоцинкография, которая оказывала населению различные услуги — фотографирование, пересъемка фотографий, изготовление портретов, увеличение и уменьшение фотокарточек и другие фотоработы. Типография издательства «Белгородская правда» принимала заказы на всевозможные переплетные работы, а также подшивку документов в учреждениях.
Трудный путь
Во время фашистского господства в этом здании также находились типография и редакция, но уже оккупационной газеты. Первые номера ее вышли еще под старым названием «Белгородская правда», а последующие под новым — «Восход».
В декабре 1941 года под рубрикой «От редакции» газета писала: «С названием «Белгородская правда» исчез последний остаток, напоминавший о большевистском господстве в Белгороде. Под новым названием «Восход» население г. Белгорода пойдет уверенно навстречу будущему, новой жизни и новому строительству в очищенных от большевистской заразы областях. Через газету «Восход» оно будет также приобщено к жизни Германии и других стран. За присланные материалы для газеты «Восход» редакция, как и ранее, выражает населению города горячую благодарность».
В 1942 году газета стала выходить ежедневно. Кроме нее гитлеровцы печатали в типографии агитационные листовки с призывами бороться с большевиками, а также сатирические плакаты, которые были очень похожи на подобные плакаты Кукрыниксов, только главным героем их был не Гитлер, а Сталин.
Во время боев за освобождение Белгорода были повреждены крыша и часть стены здания, но потом его быстро восстановили, и в нем снова разместилась редакция газеты «Белгородская правда». Позже этот и другие одноэтажные дома в квартале снесли во второй половине 1960-х годов в связи со строительством музыкального училища.
В ноябре 1965 года было построено новое здание по улице Богдана Хмельницкого, с новейшим полиграфическим оборудованием для Белгородской областной типографии, где она находится и по сей день.
Ксения БЕЛОУСЕНКО,
главный библиотекарь отдела
краеведческой литературы
универсальной научной библиотеки
(По материалам А.Н. Крупенкова)