Наполеон: от великого до смешного

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ: ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Музейное сотрудничество

Образ завоевателя в литературе и искусстве

Выставка из собрания государственного Бородинского военноисторического музеязаповедника «Образ Наполеона в художественной литературе и изобразительном искусстве. От великого до смешного» приурочена к 180-летию старейшего в мире музея, основанного на полях сражений.

Экспозиция, подготовленная сотрудниками бородинского музея, рассказывает об историческом периоде, который принято называть эпохой наполеоновских войн, о страницах жизни Наполеона Бонапарта, стремительном взлёте и сокрушительном падении талантливого полководца, прошедшего путь от всеобщего восхищения до презрения и насмешек.

Особенность предлагаемой вниманию белгородцев и гостей города выставки в том, что она представляет два взгляда на личность императора: помпезно величественный и сатирический. Её повествовательную канву формируют печатные издания, живописные полотна и графические листы. Экспозицию составляют исключительно подлинные музейные предметы.

Открывает ее карикатурный портрет императора Наполеона — яркий образец английской политической карикатуры. Англия была давним врагом Франции. Её политическая карикатура была особым видом борьбы с Наполеоном. Она становилась особенно язвительной, когда Наполеон терпел неудачи. Это потеря флота в битве у мыса Трафальгар 21 октября 1805 года, гибель Великой армии в ледяных водах Березины, бесславное возвращение из России, ссылка на остров Эльба, поражение при Ватерлоо, ссылка на остров Святой Елены у западного побережья Африки, где он находился под неусыпным присмотром англичан до самой смерти в 1821 году.

В России старались избегать критики в адрес Наполеона до вторжения Великой армии. Император Александр I рассчитывал на мирные отношения с Францией. И сатирический образ императора всех французов появляется в произведениях русских художников И.И. Теребенева, И.В. Бугаевского-Благодарного, И.А. Иванова только после поражения Наполеона. Победу России в Отечественной войне 1812 года обеспечили и регулярная армия, и партизанское движение. Не случайно главными героями русских сатирических листов были солдаты, казаки и мужики.

Масштабным представлением образа Наполеона мы обязаны и литературным произведениям различных авторов, в том числе очевидцев и участников наполеоновских войн. На выставке — печатные издания разных лет, начиная с 1807 года. Ряд из них также представляют карикатурный образ: С. Уваров «Мысли Наполеона при вступлении в Москву, или Разговор совести с различными его страстями» (1813), П. Лобысевич «Ретирада большой французской армии поэма, или Наполеон горе-богатырь» (1813) и другие.

Безусловно, французский император обладал лидерскими качествами, умел убеждать и подчинять людей своей воле, окружил себя целой свитой блестяще одаренных военных деятелей. Закономерно, что такие качества его личности нашли отражение в изобразительном искусстве. Графические работы, возвеличивающие Наполеона, принадлежат известным западноевропейским граверам XIX века Ф. Куше, Ж. Фриллею, Ш. Мотту, Л.С. Марен-Лавину и другим.

Также на выставке представлена часть музейной коллекции обмундирования и снаряжения армии Наполеона. Это трофеи русской армии. Особый интерес представляет мундир музыканта фузелеров 48-го линейного пехотного полка. Полк входил в состав первого корпуса маршала Н. Даву, сражался под Аустерлицем, участвовал в Польской войне 1807 года, в битве при Ваграме в 1809 году. А после отступления из России во Францию добрались только сорок пять солдат и два офицера этого полка. Экспонируется обмундирование и снаряжение армий других стран, солдаты которых сражались под французскими знаменами — Неаполя, Вюртемберга, Саксонии, Швеции, Австрии.

Произведения декоративно-прикладного искусства, памятные медали, посвященные Наполеону, убеждают в несомненной популярности этой исторической личности в прошедшие века. Сегодня экспонаты дают возможность вновь обратиться к истории Отечественной войны 1812 года и восхититься силой и духом русского народа, сокрушившего армию, покорившую многие страны.

Выставка работает до 14 октября.

Наталья БУХАНЦОВА

ФОТО АВТОРА