Локомотивному депо — 150 лет

Старейшее предприятие города отметило юбилей

► В минувшую среду пронзительный гудок паровоза собрал на территории локомотивного депо города его работников и ветеранов на праздник в честь юбилея.

Паровозное депо Белгород было введено в эксплуатацию осенью 1869 года, вскоре после того, как по высочайшему повелению императора Александра II и правительства России со станции Белгород в Харьков был отправлен первый пассажирский поезд, состоящий из четырех вагонов.

На заре своего становления здесь был установлен поворотный круг, водокачка, а здание депо вмещало шесть паровозов.

Вскоре при Белгородском депо появился и свой паровозный парк, а в 1871 году в городе открылось трехклассное техническое железнодорожное училище, которое с 1873 года стало выпускать для дороги 10-15 высококвалифицированных паровозных машинистов и дорожных мастеров.

К 1880 году Белгород, расположенный на одной из главных магистралей страны, стал довольно крупной станцией и занял видное место на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге. Через станцию прошло свыше 12 миллионов пудов грузов. По количеству отгруженных товаров Белгород занимал одно из первых мест на дороге.

В связи с возросшим объемом грузооборота и пассажирских перевозок был увеличен и паровозный парк. Он состоял в основном из паровозов иностранных фирм, так как эта отрасль промышленности только начинала развиваться. Депо, вмещавшее лишь шесть паровозов и имевшее небольшую мастерскую, работало с полной нагрузкой. Здесь ремонтировали не только паровозы, но и вагоны. Началось строительство пристройки к депо еще на восемь паровозных стойл и расширение мастерской, а в 1889 году был дан старт возведению третьего здания. В 1904 году число паровозов в депо увеличилось уже до 113.

Для истории 150 лет — это только миг, а для предприятия и его коллектива — большой нелегкий путь становления и преобразований. И на всех его этапах коллектив локомотивного депо играл важную роль в жизни нашего города, будьто Первая Мировая, Гражданская и Великая Отечественная войны, восстановление разрушенного хозяйства или стремительное развитие молодого региона.

В летописи локомотивного депо есть любопытные факты. В апреле 1918 года, когда немецкие войска и гайдамаки подходили к Белгороду, выяснилось, что на станции Наумовка стоит брошенный эшелон с военным обмундированием, обувью и продовольствием. Комендант станции Белгород выслал туда паровоз, который вывез состав из-под носа у врага. А когда пришлось все-таки сдать город, машинисты локомотивного депо сумели вывезти почти все паровозы, вагоны и имущество городских учреждений в Курск и Купянск, цепляя сразу по семь неработающих паровозов.

В годы индустриализации белгородские железнодорожники активно включились в стахановское движение на транспорте. Образец самоотверженности показал коммунист, машинист Белгородского депо Иван Науменко. Он довел среднесуточный пробег паровоза до 500 километров, техническую скорость — до 60 километров, за каждую поездку экономил до двух тонн топлива, паровоз содержал в отличном состоянии и водил его с межпомывочным пробегом 5000 километров.

В годы Великой Отечественной войны белгородские железнодорожники не только сражались на фронтах. Достаточно вспомнить о созданной в депо колонне особого резерва НКПС №10 под руководством Федора Эстиса, ставшего впоследствии его начальником. Она перевозила воинские эшелоны, важные грузы, начиная со Сталинградского сражения, Огненной дуги и дошла до Берлина.

Память обо всех важных вехах в истории предприятия и людях, оставивших свой след на ее страницах, бережно хранят в музее локомотивного депо.

Сейчас на балансе депо 320 тепловозов различной модификации. Расширяется список участков, которые обслуживает предприятие, машинисты тепловозов из Белгорода водят поезда в Орел, Старый Оскол и Москву.

Поздравляя коллег с юбилеем, начальник локомотивного депо Михаил Рязанцев отметил, что гарантия успеха и бесперебойной работы трудового коллектива -слаженная работа всех и каждого. Высокая оценка труда коллектива — награждение Красным Знаменем Государственного комитета обороны и Красным Знаменем НКПС и ВЦСПС. А среди прославленных тружеников — Герой Социалистического Труда Юрий Буняев, 54 почетных работника железнодорожного транспорта, 51 сотрудник, награжденный орденом Ленина, 13 — орденом Трудового Красного Знамени, 11 — орденом «Знак Почета».

Председатель регионального ведомственного совета ветеранов Владимир Соклаков напутствовал молодежь чтить традиции и помнить, что локомотивное депо Белгород не только передовое предприятие отрасли, но и родного города.

В этот день наград были удостоены лучшие работники депо: машинисты, слесари по ремонту подвижного состава, диспетчеры, мастера производства и представители других профессий. Многие из них — представители трудовых династий, продолжившие дело своих дедов и отцов.

Завершилось торжество у ретро-паровоза. Л-0022, «Лебедянка», как называют его железнодорожники, был выпущен в 1946 году, а 2003 году прибыл в Белгород. Иван Курлыкин в ту пору был помощником машиниста и вместе с коллегами перегонял «ветерана железной дороги» из Тамбова. Иван Петрович рад встрече со старым знакомым, напоминающим ему и другим представителям старшего поколения о годах их молодости.

Собравшихся угостили фирменным блюдом — яичницей, приготовленной на раскаленной в паровозной топке лопате и дали возможность сфотографироваться возле раритета.

Анна БАРАБАНОВА

ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

К снимкам:

Владимиру Московченко вручена благодарность губернатора Белгородской области.

Ретро-паровоз Л-0022 «Лебедянка».

Иван Курлыкин — ветеран депо.

Приготовление фирменной яичницы в топке паровоза.

Белгородское локомотивное депо, 1979 год.

Железнодорожники депо ст. Белгород на воскреснике, 1920 год.

Exit mobile version