По страницам учебников разных поколений
► В фонде редких изданий Белгородской универсальной научной библиотеки хранятся школьные учебники XIX—XX веков по разным предметам. Давайте перелистаем эти раритетные издания и посмотрим, какие учебные пособия помогали нашим предкам грызть гранит науки.
Аз и буки
Первыми учебными книгами на Руси были богослужебные. Позднее им на смену пришли азбуки и буквари. Создателем первой печатной азбуки стал в 1574 году Иван Федоров. Кроме алфавита русский первопечатник включил в азбуку упражнения для обучения чтению, примеры спряжения глаголов и склонения существительных, тексты для закрепления навыков чтения. А также советы родителям, ученикам и учителям. Так, в обращении к родителям содержится совет воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении».
Две тысячи экземпляров азбуки Ивана Федорова разошлись по городам и весям. Каждый учебник помог овладеть грамотой нескольким поколениям учеников. До наших дней дошел единственный экземпляр книги, который находится в библиотеке Гарвардского университета США. В фонде редких изданий библиотеки хранится миниатюрное издание азбуки Ивана Федорова, в котором воспроизведен полный текст древнейшей российской азбуки.
Нельзя не отметить «Азбуку в картинках» Александра Бенуа, при создании которой художник выступил одновременно и как автор замысла, и как иллюстратор и оформитель. Азбука А. Бенуа до сих пор остается непревзойденным образцом книжной иллюстрации. Каждая страница раскрывает перед нами удивительный сказочный мир. Библиотека располагает факсимильным воспроизведением азбуки 1904 года выпуска, выполненным с экземпляра из коллекции Тимофеевых -представителей древнего дворянского рода. Вся коллекция хранится в музее-заповеднике Петродворца.
Несомненно, всех, кто интересуется историей образования в России, привлекут внимание буквари советского времени. Среди них — «Букварь для обучения взрослых» 1957 года издания. Проблема полной ликвидации неграмотности взрослого населения в Советском Союзе в 1950-е годы оставалась все еще актуальной. В букваре, как в зеркале, отразилась эпоха: это и борьба за мир после Второй мировой войны, и развитие атомных технологий, и освоение космического пространства.
«Следовать за ходом преподавания»
Учебный процесс немыслим без учебников. В фонде редких изданий представлены выпущенные в прошлых столетиях учебные пособия по русскому и иностранным языкам, математике, географии и другим предметам. Наиболее ранний из них — «Краткий учебник русского языка» (1865). Его автор — Н.Г. Минин считал, что существенное отличие его учебника от других заключается в краткости и способе изложения материала. По мнению автора, учебник русского языка не должен изобиловать пространными объяснениями правил и многочисленными примерами. Он должен стать «пособием для следования за ходом преподавания» и напоминать учащимся о том, что они услышали от учителя.
Большой популярностью в конце XIX-начале XX века пользовался «Краткий учебник русской грамматики» (1907), составленный преподавателем 1-й Московской гимназии С.М. Бородиным. В библиотеке хранится его 5-е издание со штампом составителя. Только такой экземпляр учебника считался подлинным, напечатано на титульном листе книги.
Учебные пособия по математике стали массовым явлением в России лишь в конце XIX века. В XVII-XVIII веках они издавались ограниченными тиражами и были предназначены для «избранных». В библиотеке хранится сборник арифметических задач (1909), составленный известными русскими педагогами математиками А. Малининым и К. Бурениным. В него включено около четырех тысяч задач с ответами и решениями. Учебник выдержал десятки изданий и пользовался популярностью на протяжении многих лет. Приведу пример задачи из учебника, которая даст возможность современному читателю почувствовать дыхание времени: «Слуга нанят за 144 рубля в год; по прошествии 7 месяцев он получил 60 рублей и платье; во сколько ценилось платье?».
Школьники военного поколения тригонометрию изучали по учебнику Н.А. Рыбкина. Впервые изданный в 1888 году, он на протяжении многих лет оставался стабильным пособием по этой учебной дисциплине. В библиотеке хранится экземпляр учебника 1943 года. Несмотря на невысокий уровень полиграфического исполнения — невыразительную мягкую обложку, некачественную бумагу — эта книга дорога нам как память о суровых днях войны.
Для учеников и учителей
Изучение географии в школах России в XIX веке беспокоило передовых людей страны. Николай Васильевич Гоголь, который некоторое время преподавал этот предмет в Нежинской гимназии, обращал внимание на большую воспитательную роль географии, на ее значение в развитии воображения учащихся, интереса к учению.
Обязательной частью гимназического курса до 1917 года был учебник географии России под названием «Отечество-ведение» (1915). Его автор — известный географ и учитель К.М. Курдов. В рамках курса учащиеся подробно изучали как собственный регион, так и другие области нашей страны. В книге множество диаграмм, карт и другого наглядного материала.
Наряду со школьными учебниками в фонде редких изданий представлена методическая литература для учителей разных предметов. Вот некоторые названия: «Методика начальной арифметики» (1887) А.И. Гольденберга, «Методика русской грамоты и начальных упражнений в русском языке» (1914) Н.Н. Страхова, «Методы и принципы географии» (1900) Э.Ю.Петри.
Многие учебники из библиотечной коллекции имеют читательские пометы — маргиналии (от латинского «margo» -край), которые представляют определенную ценность. Иногда они помогают установить, кто был владельцем книги. Так, например, учебное пособие «Методика русского языка» (1914) Н.К. Кульмана принадлежало воспитаннику воронежской учительской семинарии Трофиму Дьяченко. Об этом поведала запись на форзаце книги, сделанная в 1916 году.
Многие учебные пособия из фонда редких изданий библиотеки оцифрованы, и полные тексты раритетных изданий доступны широкому кругу читателей. Конечно, цифровая копия не может передать особенности материальной структуры книги. Но книга, прежде всего, это источник знаний, информации. Оцифровка помогает сохранить в ней именно это. А сохранение культурного наследия, печатного слова — одна из важных задач государства. Особенно государства с такими богатыми традициями и культурой, как Россия.
Татьяна ДОГАДИНА, сотрудник универсальной научной библиотеки
ФОТО АВТОРА И ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ