Архитектор Васильев и Преображенский собор

Архитектор Васильев и Преображенский собор

Краеведческий музей, 80-е годы ХХ века.

К 240-летию со дня рождения зодчего

В этом году исполняется 240 лет со дня рождения архитектора Евгения Алексеевича Васильева, яркого представителя стиля классицизма в архитектуре, создателя проекта кафедрального Преображенского собора в Белгороде.

К сожалению, не сохранилось ни одного его портрета. Неизвестна и точная дата его рождения. Евгений Васильев родился в 1779 году в Санкт-Петербурге в небогатой дворянской семье. Окончил Петербургское горное училище, где всерьез увлекся архитектурой, затем Петербургскую академию художеств, стажировался у приглашенных в Россию итальянских архитекторов Джакомо Кваренги и Антонио Порто. Экзамен по архитектуре Евгений сдавал известному зодчему Петербурга А.Н. Воронихину.

В Харьковской губернии

По направлению на службу в 1801 году он уезжает в Харьковскую губернию (г. Богодухов). Через два года бывший его однокашник В.И. Каразин, хлопоча об открытии университета в Харькове, приглашает Васильева на должность университетского архитектора. Теперь вся дальнейшая жизнь и творчество Евгения Алексеевича были связаны с этим городом.

Пока университет строится (открыт в 1805 году), работы архитектору было невпроворот. Для размещения главного университетского корпуса Васильев реконструирует бывший губернаторский дворец (сейчас Украинская инженерно-педагогическая академия). Здесь же, на улице Университетской, руководит строительством нового корпуса с библиотекой, обсерваторией и университетской Свято-Антониевской церковью.

В этом же университете он преподает, с 1817 года — в должности профессора. К тому времени Евгений Алексеевич счастливо женился, появилась семья.

Семейный уют, благополучие и положение в обществе добавляли ему вдохновения. Один за другим выходят из-под его карандаша проекты зданий, создавших архитектурный облик Харькова первой половины XIX века и украсивших другие города: Дом дворянского собрания, первая Слободско-Украинская гимназия, здание уездного училища и бурсы, общественный городской дом на Рымарской, гостиный двор, гимназии в Курске и Воронеже, уездные училища в Ахтырке, Сумах, Изюме. Много занимался он и храмовым зодчеством.

Выдающиеся творения

Харьковчане оценили талант и работоспособность архитектора, и на него посыпались частные заказы. Обращались самые знатные семейства Харьковской губернии — Норовы, Шидловские, Квитки.

Одним из первых заказов был особняк для профессора музыки Харьковского университета Витковского. Архитектор учел, что заказчик занимался еще и торговлей музыкальными инструментами, потому в доме был встроен магазин.

Свой собственный дом на улице Гоголя, 2 Васильев спроектировал с интересным авторским изобретением — в доме было устроено отопление печами, расположенными на полуэтаже, что позволяло серьезно сэкономить на дровах. Это был первый в Харькове дом с центральным отоплением.

Самым же выдающимся творением зодчего стала великолепная Александровская колокольня Успенского собора — названа так в честь Александра I и победы русской армии над Наполеоном.

Высота белоснежной пятиярусной колокольни 89,5 метра — это выше колокольни Ивана Великого в Москве, своеобразного стандарта для храмовых зодчих.

Есть легенда, что при утверждении проекта колокольни харьковский голова Ломакин был возмущен высотой будущей постройки и потребовал переделать проект. Архитектор не стал спорить, а пошел на хитрость: вместо общей высоты указал на чертеже размеры каждого яруса в надежде, что никто их складывать не будет. Так и вышло.

Строилась колокольня долго — 23 года, полностью строительство было завершено к 1844 году. К сожалению, Евгений Алексеевич до окончания строительства не дожил -смерть настигла его неожиданно, из-за драматичного стечения обстоятельств.

Осенью 1832 года император Николай I, осматривая здание университетской церкви, обнаружил в стене незначительную трещину. Обвинив архитектора в неправильности проектирования, император повелел уволить его со службы и оставить без всякой пенсии. Потом обвинения были сняты, но сильное нервное потрясение подорвало здоровье. Архитектор умер в 1833 году, оставив жену и шестерых детей без средств к существованию.

Дальнейшая судьба семьи Васильева неизвестна. Не сохранилась и его могила — ничего, кроме зданий в стиле классицизма, ставших украшением Харькова и других городов.

Храм на Базарной площади

Белгород тоже может гордиться творением Васильева — Преображенским кафедральным собором, чей силуэт хорошо знаком многим поколениям горожан.

Принято считать, что он построен в честь победы русского воинства над Наполеоном в Отечественной войне. Однако найденная в 2009 году во время строительных работ табличка с надписью уточнила дату основания — 9 июня 1807 года.

Сохранилось прошение белгородцев к епископу Белгородскому и Обоянскому Феоктисту (Мочульскому) о постройке вместо двух церквей (ветхой деревянной Преображенской и невместительной и неудобно стоящей Ильинской) новой каменной церкви. Местом нового храма, по предложению белгородского городничего И.П. Леонтьева, стала Базарная площадь по улице Курской (ныне улица Танкиста Попова).

В 1813 году двухэтажная церковь была открыта и освящена. Она носила длинное название — Преображенско-Ильинско-Александра Невского, по числу трех престолов. Храм выдержан в классическом стиле, для которого характерны элементы античности: портики с колоннами, треугольные фронтоны, пилястры, общая четкость линий, симметрия, величественная простота.

Построенный на народные деньги, он мог вместить большое по тем временам количество прихожан — более трехсот человек одновременно. Его украшением занимались видные иконописцы города, что сделало будущий собор (статус кафедрального он получил в конце 1920-х годов) одним из самых богато убранных в Белгороде.

Драматичная история «зелёной церкви»

Храм, который в XIX веке называли «церковью на базаре», сейчас часто именуют «зелёной церковью». Этот цвет — приобретение уже советского времени. Большую же часть жизни собор был белым — раньше церкви просто белили мелом, это было дёшево и практично. Зелеными у него были крыша и купола, крытые медью, а их навершия — позолоченными.

В предреволюционные годы храм подвергся внешней реконструкции. Был изменен стиль многих элементов фасадов, стало больше лепных рельефных украшений, здание стало выглядеть более нарядным. Таким он оставался до Великой Отечественной войны.

Во время боёв 1943 года за город собор не был разрушен, но пострадали отделка, кровля, кирпичный свод над колокольней, позже обрушился западный фронтон. Все это было восстановлено силами прихожан в достаточно короткие сроки.

Закрытый перед войной, храм был открыт во время оккупации и после освобождения города продолжал работу как кафедральный до 1962 года. Затем, по решению городского Совета, в нем на долгие годы расположился областной краеведческий музей.

Чтобы разместить свыше четырех тысяч экспонатов, был перестроен внутренний интерьер, создан второй этаж. Помещение разбили на комнаты, поставили мощные бетонные лестницы, переделали колокольню.

Тогда же на колокольне появились большие часы, которые задумывал еще архиепископ Феоктист. Он предлагал архитектору Васильеву «деньги употребить на построение колокольни великолепной, с часами и курантами для красы и славы всего города, поелику сия церковь будет между присутственными местами и красными рядами…». По какой-то причине тогда с курантами не получилось.

В 1990 году храм вернули верующим, и опять начинается масштабная многолетняя реставрация. Изменились рельефные узоры на фасаде, стены приобрели более светлый оттенок, купола засверкали позолотой. Таким он выглядит и сейчас.

Но, несмотря на многочисленные внешние преобразования, Преображенский собор по-прежнему является образцом классического стиля, который талантливо воплощал в архитектуре Евгений Алексеевич Васильев.

Ксения БЕЛОУСЕНКО, главный библиотекарь отдела краеведческой литературы Универсальной научной библиотеки

Фото из свободных источников

Наш Белгород №35(1823) от 6 сентября 2019 года