Фрагмент из книги «Бурцев: нас не победить»
Когда генерал-майора милиции Валерия Пучкова просят рассказать о Герое России Владимире Бурцеве, то перед ним возникают два образа Владимира Васильевича. Первый, когда в августе 1996 года подполковник Бурцев вошел в его кабинет в обожжённом камуфляже, пропитанном запахом пороховой гари, в спортивных кедах и с автоматом в руках. Заикающимся от тяжёлой контузии дрожащим голосом он доложил об успешном выполнении боевого задания в Грозном.
Второй относится к 2000 году. Молодой, стройный полковник милиции, со звездой Героя Российской Федерации говорит: «Наши честь и достоинство цены не имеют, ими не торгуем и ничем их не запятнаем». Эти слова Владимир Бурцев целиком и полностью оправдал своей, к огромному сожалению, недолгой жизнью.
Работая в должности заместителя начальника Свердловского РОВД Белгорода и руководителя отделения отдела уголовного розыска УВД области, он справлялся с любой задачей и по праву завоевал авторитет среди подчинённых и коллег.
Генерал-майор милиции Пучков рассказывает: «Хочу вспомнить о назревавшей в начале 90-х годов ещё одной проблеме, кроме организованной преступности, — проблеме борьбы с наркотиками. На одном из совещаний губернатор области Евгений Савченко поставил перед личным составом милиции задачу активно развернуть борьбу с незаконным оборотом наркотиков. В 1995 году был создан полнокровный отдел УВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и вопрос стоял принципиально: кто может организовать работу нового подразделения так, чтобы активно включиться и в профилактику, и в жёсткую борьбу с незаконным оборотом наркотических средств? Много кандидатур обсуждалось, но в конечном итоге в сентябре 1995 года начальником отдела был назначен Владимир Бурцев. И мы не ошиблись в нём, активность работы в этом направлении и в УВД, и в горрайорганах резко возросла, появились хорошие результаты по пресечению фактов распространения наркотических средств и их незаконного употребления».
Но, как известно, в это время на Северном Кавказе проводилась контртеррористическая операция, в которой от УВД Белгородской области в основном принимал участие личный состав ОМОН и СОБР — специальные подразделения милиции. А в начале июня 1996 года в УВД пришёл приказ министра внутренних дел России — командировать в состав Координационного центра МВД России в Чеченской Республике, в городе Грозном, четырёх опытных оперативных сотрудников соответствующих подразделений. Владимир Бурцев первым изъявил желание поехать в эту служебную командировку. Его как начальника отдела УВД поставили старшим этой группы. Однако по прибытию в Грозный всех сотрудников УВД Белгородской области назначили на должности советников Координационного центра МВД РФ и направили в подразделения МВД Чеченской Республики.
«После подписания с руководителями Ичкерии хасавюртовских соглашений о перемирии мы вместе с комендантом Заводского района города Грозного подполковником М.Д. Чернышёвым вошли в контакт с полевым командиром Ахмедом Закаевым с вопросом о прекращении огня и о вывозе раненых и убитых. Но он предложил нам сдать оружие и бронетехнику. Тогда я принял решение вместе с командиром нашей бронегруппы прорваться с боем в расположение гарнизона «Ханкала». В ночь на 25.08.96 г. на танке Т-72 и пяти БМП, тремя группами с боем мы вышли в район дислокации федеральных войск». (Выдержка из рапорта подполковника милиции В. Бурцева).
Подполковника милиции Владимира Бурцева и майора милиции Николая Хля-кина определили советниками в оперативные и специальные службы чеченской милиции. Через несколько дней Николай Хлякин получил ранение и возвратился в Белгород.
За два месяца Владимир Бурцев показал себя мужественным офицером, умелым командиром, так как ему доводилось командовать сводным отрядом Координационного центра МВД РФ по разгрому баз и мест дислокации боевиков.
5 августа 1996 года подполковника милиции Бурцева вызвали к руководителю КЦ МВД РФ генерал-полковнику милиции Павлу Голубцу. Он получил приказ возглавить оперативную группу из бойцов СОБР и провести ранним утром 6 августа разведку боем для выявления мест хранения оружия и скопления банд-групп. Однако 6 августа 1996 года полевые командиры незаконных вооружённых формирований организовали крупномасштабные нападения на места дислокации подразделений МВД Чеченской Республики в Грозном.
Одна из бандгрупп численностью около 200 человек в 6 часов утра начала штурм здания управления по борьбе с организованной преступностью. Бурцев с бойцами из Нижегородского и Кемеровского СОБРа оказался в окружённом здании. Их было 25 человек. Начался интенсивный обстрел из гранатомётов и автоматического оружия. Несколько милиционеров из сводного отряда получили ранения и контузии различной степени тяжести. Казалось, что никто не выйдет живым из этой мясорубки.
Во время одного из штурмов, отражая нападение противника из РПГ-7, а затем из табельного оружия, Владимир Бурцев получил контузию. Граната из противотанкового гранатомёта попала в окно здания и разорвалась в непосредственной близости от него. Оглушённый, он на несколько минут потерял сознание. Однако, придя в себя, самостоятельно выбрался из-под обломков и продолжил руководить боем.
Обладая военными знаниями и имея большой опыт ведения боевых действий в чрезвычайных условиях, Владимир Васильевич грамотно организовал оборону. Но спустя время превосходящим по численности и огневой мощи боевикам удалось оттеснить сотрудников милиции в верхнюю часть здания.
Забаррикадировавшись на последнем этаже, бойцы СОБР стойко отражали интенсивные атаки боевиков. На провокационное предложение полевого командира, руководившего штурмом, прекратить огонь и сдаться в плен Бурцев ответил категорическим отказом. А отряд чеченского СОБРа из 12 сотрудников, удерживавший здание УБОП вместе с бурцевским отрядом, вступил в переговоры с боевиками и сложил оружие. Их всех сразу же расстреляли.
После этого Бурцев по радиосвязи вызвал на себя огонь тактической авиации и стал корректировать её действия по уничтожению боевиков. Вот как звучали в эфире, ставшие сегодня уже легендарными его слова:
«Лучше погибнуть от своих «вертушек», чем от этих чеченских бандитов… <…> Огонь на нас!».
Одновременно Владимир Васильевич попросил выслать подкрепление для деблокирования окружённого здания.
Отряд бойцов внутренних войск, направленный на помощь, потеряв два бронетранспортёра, не сумел пробиться к зданию.
Когда у милиционеров боеприпасы были уже на исходе и практически потеряна связь с командованием Координационного центра, подполковник Бурцев принял единственно правильное решение: с боем прорваться в комендатуру Заводского района, находившуюся в двухстах метрах.
Из воспоминаний Героя Российской Федерации полковника В.В. Бурцева: «Незнакомый город. Нас мало. И действительность, как её не трактуй, сводилась к одному — окружение. Патроны — на счету, еды маловато. Мы вызвали «вертушки» и пошли на прорыв…».
Совершив стремительный рывок, сводный отряд под руководством Владимира Васильевича отбросил бандитов от входа в здание и под массированным обстрелом двинулся в расположение комендатуры. На руках милиционеры несли тело погибшего боевого товарища, капитана милиции Евгения Шнитникова. Он скончался от полученных ран, обороняя в составе экипажа БТР подступы к зданию УБОП. Впоследствии за мужество и доблесть он был удостоен звания Героя Российской Федерации посмертно.
Пробиваясь к своим, бурцевский отряд едва не угодил в засаду, устроенную заранее членами незаконного вооружённого формирования. Направленная на подмогу из комендатуры группа бойцов Рыбинского ОМОНа во главе с заместителем командира отряда майором милиции Александром Калашниковым прикрыла огнём отряд Бурцева и расчистила коридор для прорыва. Таким образом удалось избежать дальнейших потерь среди личного состава.
За успешный тактический манёвр и личное мужество, проявленное в боях с незаконными вооружёнными формированиями Владимир Васильевич Бурцев был удостоен Золотой Звезды Героя Российской Федерации. Это была его очередная боевая награда. Также в качестве поощрения было досрочно присвоено специальное звание — полковник милиции. Александр Калашников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Из воспоминаний генерал-майора милиции Пучкова: «Владимир Васильевич Бурцев совершил подвиг, на который могут пойти только исключительно смелые и мужественные люди. Они, презирая смерть, идут на самопожертвование во имя исполнения поставленной задачи, верности служебному долгу и своей Родине. «Вызываю огонь на себя!» — так заявил наш Владимир Бурцев первому заместителю министра внутренних дел России генерал-полковнику Голубцу по радиостанции и добавил к сказанному крепкое русское словечко. И когда министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Анатолий Куликов перед вручением в Москве Владимиру Бурцеву Золотой Звезды Героя России включил запись этих переговоров, весь зал несколько минут стоя аплодировал нашему боевому офицеру».
Василий ЖУРАХОВ, военный писатель,
Александр КАВЫЛИН, член Российского военно—исторического общества
ФОТО ИЗ АРХИВА СЕМЬИ БУРЦЕВЫХ