В Белгородском историко-краеведческом музее открылись интересные выставки

Культура нашего края

«Музыкальные забавы»

Народные инструменты Белгородчины во всём многообразии

Выставка с таким названием открылась в Белгородском историкокраеведческом музее. Она представляет коллекцию народных музыкальных инструментов из музейных фондов.

Белгородчина — один из регионов с сохранившейся самобытной обрядовой, песенной и инструментальной культурой. Звучание народных инструментов отличается неповторимостью и своеобразием.

В Белгородском историко-краеведческом музее открылись интересные выставки

 

Музыкальные инструменты прошли большой путь развития вместе с человеком. Искусство игры на них передавалось из поколения в поколение. Первоначально древний человек изготавливал инструменты из природных материалов: рогов крупных животных, раковин, травы, чешуи рыбы. Затем люди научились делать простые инструменты из коры деревьев, пера птицы, жил, кости, волос и кожи животных. Позже в быту в качестве музыкальных инструментов часто использовались предметы домашней утвари и орудия труда крестьян — гребни, ложки, рубель, коса, пила и другие.

Самыми ранними музыкальными инструментами считаются ударные, как самые простые, среди которых были популярны и любимы в народе ложки, бубны, трещотки. В районах, граничащих с Курской областью, играли на трещотках. «Трескучий» звук давал также деревянный рубель, с помощью которого хозяйки обычно стирали и гладили бельё. Все эти образцы можно увидеть на выставке.

Затем появились духовые музыкальные инструменты, создателями которых были пастухи — люди одной из самых древних профессий. Дудки, жалейки, свирели, сопелки, кувички, рожки легко вырезались из подручного материала — тростника, камыша, ветки. В селах Алексеевского и Красногвардейского районов Белгородчины была распространена двойная жалейка. Одним из немногих мастеров и исполнителей, владеющих техникой изготовления и игры на двойной жалейке, является Виктор Иванович Нечаев, заслуженный работник культуры РФ, руководитель фольклорного ансамбля «Усёрд» села Нижняя Покровка Красногвардейского района. Среди музыкальных инструментов на выставке можно увидеть жалейку мастера В.И. Нечаева.

К числу более поздних музыкальных инструментов относятся струнные — домра, балалайка, мандолина, гитара, скрипка. Они были широко распространены на Белгородчине. Но самой популярной была балалайка, которая в нашем крае появилась в XVIII веке и имела ещё одно название — «балабайка». Она бытовала сначала в народе, затем стала распространяться у помещиков, купцов, дворян и т.д.

Один из комплексов выставки рассказывает о клавишных музыкальных инструментах — гармони, баяне, аккордеоне. Они получили большую популярность и поистине стали народными, любимыми всеми.

Музыкальные инструменты в жизни людей всегда играли и продолжают играть важную роль. Русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Они сопровождают наши праздничные и знаменательные события. Народные инструменты являются важной частью всей отечественной профессиональной музыкальной культуры.

Приглашаем посетить выставку «Музыкальные забавы» и познакомиться с историей музыкальной культуры нашего края, увидеть интересные музейные экспонаты — инструменты, бытовавшие на территории Белгородчины в ХХ веке. Выставка продлится до 29 сентября.

Людмила КУЩ

ФОТО АВТОРА

«Я примеряю кружева, они ложатся мне на плечи…»

Роскошь кпасоты

6+

Такие вещи не оставят равнодушными ценителей прекрасного

В Белгородском историкокраеведческом музее открылась выставка «Переплелись у мастерицы в узорах сказочные птицы». На ней представлены предметы из фондов музеяпраздничные женские костюмы, рушники, украшенные кружевом. А также образцы кружеввсё, что создавалось руками умелых мастериц, секреты которых передавались из поколения в поколение.

«Счастлив отец в сыновьях, а мать — в дочерях!» — гласит народная мудрость. Когда в семье рождалась дочь, отец делал для неё сундучок. С раннего детства мать приобщала девочку к шитью, вышиванию и кружевоплетению. И к той поре, когда девушка заневестится, её сундук должен быть полон рукодельным приданым.

 

К свадьбе невеста готовила не менее семи полотенец. По кружевным оплётам можно было узнать, к какому событию то или иное полотенце изготовлено. Первое полотенце дарилось через сватов жениху в знак согласия на брак и называлось посыльным. Его края украшались шитым кружевом с традиционными геометрическими орнаментами. Второе полотенце — рукобитное, невеста дарила его сватам в случае окончательного согласия на венчание. Края полотенца имели широкие кружевные оплеты, вязанные крючком. Мастерица вязала кружева, заимствуя узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Следующие четыре полотенца украшались цветочными узорами и кружевом. А седьмое — венчальное, было длинным, символизируя долгую счастливую дорогу для будущей семьи. По краям его украшали кружевом в нескольких техниках, показывая умение рукодельницы. Представленные на выставке полотенца из музейных фондов наглядно демонстрируют мастерство белгородских кружевниц.

Кружева изготавливали не только крючком, но и плели с помощью коклюшек. На Руси коклюшечное кружево плетут с XIII века. В экспозиции представлены коклюшки конца XIX века. Это деревянные палочки из можжевельника, на которые наматываются нити. Технология плетения кружева основана на двух приемах — перевивке и сплетении.

На выставке экспонируется кружевной палантин, изготовленный елецкими мастерицами в конце XIX века. Узнать о происхождении палантина можно по характерному стилю и особенностями плетения узора. Рисунок елецкого кружева состоит из условно изображаемых колосков, веток и цветов. Велюшка на всем протяжении рисунка имеет разную

плотность, местами — более редкое плетение, переходящее в решётку, что придаёт кружеву лёгкость и прозрачность. Для выделения рисунка по его контуру применены более толстые нити.

Высокая стоимость кружев ручной работы делала их недоступными для большинства населения страны. С приходом эры механизации производство кружев началось в промышленных масштабах. Первые станки для изготовления кружевного полотна появились во Франции в конце XIX века. С тех пор они неоднократно совершенствовались и модернизировались. В России машинные кружева начали изготавливаться в 1889 году в Москве. На выставке представлены образцы машинного кружева.

И в наши дни кружево не потеряло своей актуальности. Мастерицы сохраняют и продлевают жизнь старинным кружевам, создают своими руками поделки, которыми потом украшают интерьер. Одной из оригинальных и стильных поделок, представленных на выставке, является амулет «Ловец снов», изготовленный из кружевной салфетки, перьев, лент и бусин.

Приглашаем гостей и жителей города посетить нашу выставку.

Ольга ДМИТРИЧЕНКО

ФОТО АВТОРА

Материалы полосы подготовили сотрудники историко-краеведческого музея

Наш Белгород №33(1821) от 23 августа 2019 года

Exit mobile version