«Сделать то, чего не было»

«Сделать то, чего не было»

ФОТО ЕВГЕНИИ КАРАКАЙ

Третье место

Изостудия для белгородцев в свободном творческом полёте

Выставочный зал «Родина» в Белгороде является центром современного изобразительного искусства, где успешно развиваются творческие проекты. Здесь действуют арттерапевтический клуб «Кокоро», объединение молодых художников «Сковилл», проводятся лекции и мастерклассы в рамках абонемента «Современное искусство взрослым и детям». А недавно открылась изостудия свободного творчества «Freeда».

Создавая ее программу, кураторы сделали упор на новизну и уникальность. Над ней работали не только сотрудники «Родины», но и психологи, арт-терапевты, художники. Изостудия — это площадка для людей всех возрастов и любого уровня знаний. Первым шагом на пути к открытию было осознание: «Хочется сделать то, чего еще не было. Хочется отступить от традиций и рисковать». Кураторы учли тот факт, что в Белгороде никогда не было центров современного искусства. А значит, есть огромный пласт информации, который можно раскрыть заинтересованному посетителю и поднять культурный уровень города.

Создание студии повлияло на статус выставочного зала «Родина». Он стал своеобразным «третьим местом» в городском культурном пространстве, перспективной площадкой, где занятия слушателей проходят в непосредственной близости от предметов искусства.

Любое творчество на занятии в студии является свободным. Ученик может как следовать заданной преподавателем теме, так и заниматься собственной творческой деятельностью. Он учитывает правки и рекомендации по создаваемой работе, но соблюдать их не обязан. Сам выбирает направление, технику и материалы. Ученик может творить стоя, сидя, лежа, даже в танце! В студии всегда играет музыка. Приветствуется горячий чай.

Постепенно деятельность изостудии стала носить клубный характер. Все участники знают друг друга по именам, общаются на занятиях, обмениваются идеями, мнениями и опытом. Сложился творческий коллектив, готовый к созданию проектов на базе арт-фестивалей, пленэров и прочих видов деятельности.

Кураторы разделили работу студии на три авторских направления: «Кради как художник» (копирование), «Безумие как искусство» (развитие креативности) и «Психология искусства» (академическая живопись). Главное преимущество студии — занятия ведут преподаватели с высшим психологическим образованием. Использование ими в работе техник арт-терапии и различных психологических методик повышает уровень эмоциональной вовлеченности учеников в рабочий процесс.

Виктория Гребнева, методист, психолог, художник, куратор направления «Безумие как искусство» отмечает:

— Не секрет, что большинство талантливых людей гениальны до безумия. Я давно исследую эту тему, и мозг творческого человека — главный объект моих исследований. Пусть другие изостудии учат людей шлифовать навыки штриховки. На моих занятиях всегда творческий хаос. Ключевой целью моего направления является научить человека не КАК рисовать, а ЧТО рисовать. Упор делается на формирование у него творческой идеи.

Максим Васильев, методист, художник, арттерапевт, куратор направления «Психология искусства»:

— Работа с холстом — это всегда диалог с самим собой, и любое изображение -это всегда автопортрет. На занятиях я помогаю ученику расслабиться, и начать творчески мыслить посредством медитативных практик, а в конце занятия мы вместе анализируем созданную картину. Для моих учеников кистью являются ресурсы, «запечатанные» в голове. Изостудия по субботам, когда проходят мои занятия, превращается в «третье место», где человек может спрятаться от суеты и проблем. И не только создать живописную работу, но и попутно получить консультацию психолога.

Евгения Каракай, младший научный сотрудник, художник, куратор направления «Кради как художник»:

— Хотя я и позаимствовала название своего направления у молодого писателя и художника Остина Клеона, своих учеников я учу «красть» идеи грамотно! В моем университете эта дисциплина называлась «Секреты старых мастеров», и мы учились копировать работы Шишкина, Репина, Крамского. Я взяла из этого опыта только технические навыки — штрих, мазок, соотношение цвета. Мне захотелось уйти дальше. Как говорил великий Пикассо, «хорошие художники копируют, а великие воруют». Он не имел в виду чистое хищение идеи. Надо уметь чувствовать разнообразие и обилие идей в художественном мире и грамотно вычленять определенные кусочки из этой массы, чтобы скомпоновать их в своей уникальной работе. Добавьте в нее авторский стиль, приправьте дерзостью цвета — и ваш шедевр готов. Всё в этом мире уже было. И современному искусству это известно.

В числе уже проведенных занятий такие авторские темы, как «Артхимия», где ученики рисуют прямо на полу на метровых ватманах, «Дуальный автопортрет» — автор работает с зеркалом; «Дудлинг», в котором развиваются навыки создания логотипов; «Тут у нас Покрас-Лампас» и раскрытие секретов известных каллиграфистов, многие другие, не похожие друг на друга занятия.

Поэтому, если учитывать, что одна из приоритетных задач выставочного зала «Родина» — популяризация творчества молодых белгородских художников, актуален вопрос: почему нам самим не взрастить таковых?

Виктория АНДРЕЕВА

Наш Белгород №32(1820) от 16 августа 2019 года

Exit mobile version