■ Спрашивали? Отвечаем!
► Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда — в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации г. Белгорода Наталья МЕДВЕДЕВА.
ВОПРОС:
Сдали холодильник в сервисный центр для проведения гарантийного ремонта. В квитанции указано, что срок устранения недостатков — 45 дней. Прошло два месяца, но холодильник не отремонтирован (нет нужной части с завода). Мы написали заявление на возврат денег за холодильник. Прошло две недели, деньги не возвращают. Что делать?
ЛАРИСА
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных законом сроков удовлетворения требований потребителя, продавец уплачивает неустойку в размере 1 % от цены товара за каждый день просрочки. Согласно ст. 22 Закона срок удовлетворения требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы составляет 10 дней. Ваши требования следует изложить в письменной претензии к продавцу. Если ваши претензионные требования не будут выполнены, необходимо обращаться в суд. Следует помнить, что если подлежащая уплате неустойка будет несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то, согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд вправе уменьшить неустойку. Суд также вправе уменьшить неустойку при условии подачи заявления должника о таком уменьшении и если должник является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
ВОПРОС:
На ярмарке я купила покрывало на кровать. Однако оно не подошло по размеру. Обратилась к продавцу, чтобы вернуть деньги, так как подходящий размер отсутствовал, но продавец отказал мне, ссылаясь на какой—то перечень, в который включены товары, не подлежащие возврату и обмену, в том числе и покрывало. Имею ли я право на возврат денег?
ЕВГЕНИЯ
ОТВЕТ. В «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55) покрывала не включены. В общероссийском классификаторе продукции, утвержденном постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года № 301, покрывала включены в раздел «Продукция текстильной промышленности (без пряжи, тканей, нетканых материалов и трикотажных изделий)», подраздел «Галантерея текстильная», поэтому они подлежат обмену и возврату. В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» у потребителя есть право на обмен соответствующего товара на аналогичный товар в течение 14 дней, не считая дня покупки, при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Возврат же денежных средств возможен лишь в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу. В вашем случае нужный размер покрывала отсутствует, следовательно, вы вправе потребовать возврат денежных средств. Продавец должен вернуть денежные средства в течение трех дней со дня возврата ему товара потребителем. Требование о возврате денежных средств изложите в письменной претензии к продавцу.
СПРАВКА «НБ
В отделе защиты прав потребителей управления потребительского рынка департамента экономического развития администрации Белгорода граждане могут получить консультации по вопросам защиты своих прав.
Прием ведется ежедневно — с 9.00 до 13.00 часов (г. Белгород, ул. Н. Чумичова, 31а, 2 этаж (вход со двора), каб. 2.),
тел.: горячая линия —
33-52-39 ,
телефон доверия —
33-52-49,
единая общественная приемная —
33-52-81 .