К юбилеям Софьи и Михаила Бибиковых
В белгородском крае есть немало мест, связанных с известными историческими именами. Одно из них – слобода Староивановка Бирюченского уезда, а ныне одноименное село в Волоконовском районе. В далеком XVIII веке эта слобода принадлежала фельдмаршалу, князю Ивану Юрьевичу Трубецкому: его имя закрепилось в названии. Позднее Староивановка перешла в собственность дворян Бибиковых. Обращение к биографиям этих владельцев открывает перед нами целый пласт интереснейших фактов.
А начать повествование следует с истории любви и подвига. Декабрист Никита Михайлович Муравьев, фактический глава, вдохновитель и основатель «Северного союза», женился по взаимному чувству на красавице графине Александре (Александрине) Григорьевне Чернышевой. В счастливом браке родилось трое детей. Но пришло 14 декабря 1825 года… После ареста мужа Александрина отправилась вслед за супругом в ссылку, в Читинский острог. Именно с ней Пушкин (она приходилась ему четырехюродной сестрой) передал свое стихотворение «Во глубине сибирских руд…» ссыльным декабристам.
Муравьёвы в ссылке
В этой 24-летней девушке было много кротости, любви и вместе с тем твердости. Видеться с мужем она могла лишь два раза в неделю, иногда удавалось видеть в окно, как мимо вели на работу закованных в кандалы мужа и брата. Муравьева мучилась от одиночества и тосковала по оставленным в Москве детям. Вскоре после ее отъезда умер сын, вслед за ним одна из дочерей, а вторая дочь сошла с ума, и так до конца жизни не оправилась от своего недуга… Спустя три года заключенных перевели в Петровский завод. Здесь 10 марта 1829 года родилась у Муравьевых дочь Софья.
Александрина часто подходила к частоколу, окружавшему острог, с надеждой хоть мельком увидеть мужа. Она простаивала там часами. Однажды пьяный дежурный офицер толкнул ее, беременную: молодая женщина упала и преждевременно произвела на свет ребенка, который вскоре умер. После этого случая Александра Григорьевна стала слабеть. Нездоровая, низкая и сырая местность, где был построен Петровский завод, постоянная ходьба в острог во всякую погоду и часто, за неимением возможности, недостаточно теплая одежда, заботы и тревоги – все это подорвало ее силы окончательно. Она скончалась в 1832 году, оставив мужу четырехлетнюю дочь Софью.
Совершенно убитый горем Никита Михайлович искал утешения в вере и молитве. Он был поселен в местечке Урике, недалеко от Читы, занимался огородничеством. В доме была еще немка, гувернантка Софьи, присланная матерью декабриста. Приехав в Сибирь, эта особа влюбилась в Никиту Михайловича и всячески старалась привлечь его внимание. Но тот не замечал ее, всецело поглощенный своим горем. Она же всю досаду и злобу за свои неудачи вымещала на его дочери. У девочки были чудные густые и длинные волосы, и жестокая нянька, причесывая ее по утрам, систематически каждый день вырывала по пряди волос.
Когда Никита Михайлович скончался (Софье едва исполнилось тринадцать лет), гувернантка отравилась, и девочка осталась одна. Согласно приказу императора Николая, дети декабристов приписывались к мещанскому сословию. Они лишались фамилии своих отцов и подлежали отдаче в казенные учебные заведения. Софья не стала исключением. Девочку с фельдъегерем отправили к бабушке в Москву. Там ее определили в Екатерининский институт под фамилией Никитина. Но дочь декабриста не отреклась от отца и его фамилии: она не откликалась на фамилию Никитина и ее звали по имени. Существует рассказ о посещении института императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая I, которая спросила девочку: «Почему, Нонушка, ты мне говоришь «мадам» а не называешь «маман», как все девочки?». И та ответила: «У меня есть одна только мать, и та похоронена в Сибири».
Софья Никитична
В 1848 году Софья вышла замуж за своего дальнего родственника Михаила Илларионовича Бибикова. Он служил сначала в Петербургском уланском полку, а потом, чтобы быть ближе к своему дяде Матвею Ивановичу Муравьеву-Апостолу и восстановить с ним хоть какую-нибудь связь, устроился адъютантом к генерал-губернатору Сибири графу Строганову. В Сибири он впервые познакомился с Софьей Никитичной.
После свадьбы Михаил Илларионович вышел в отставку и поселился с женой в Москве. Они купили дом Фонвизина на Малой Дмитриевке. Этот дом представлял собой обширную усадьбу с садом, прудом, оранжереей, конюшнями, даже с огородом и амбарами.
Софья Никитична жила совершенно в стороне от действительной, практической жизни, живо интересуясь лишь литературой, политикой и искусством. Она прекрасно знала Италию, Францию, Швейцарию, которые изъездила вдоль и поперек, но совершенно не знала географии собственного дома. И однажды, не желая доставлять прислуге лишних хлопот, решила вернуться к себе через черный ход, заблудилась и попала в комнату камердинера, переполошив весь дом. Вообще эта скромность, желание оставаться как можно незаметнее, одеться как можно проще, эта боязнь помешать, дать людям лишнюю работу, часто приводила к большим курьезам и как раз обратным результатам. Ее муж жил своей жизнью. Большую часть времени он проводил в английском клубе, где был старшиною, и имел довольно много хлопот с огромным и запутанным наследством жены.
Софья Никитична Муравьева-Бибикова, или, как ее ласково называли Нонушка, до конца своих дней оставалась хранительницей живых традиций декабристов. В ее московском доме собирались друзья и почитатели декабристов. Она по-родственному встречалась и переписывалась с товарищами отца. Вот ее письмо Гавриилу Степановичу Батенькову, заброшенному судьбой в Калугу. Письмо послано 21 июня 1863 года из имения Бибиковых в селе Староивановка Курской губернии: «Перед отъездом нашим удалось мне видеть многих из наших. Сергей Григорьевич Волконский был у нас проездом… Он, благодаря богу, бодр и свеж. Все его семейство здорово, но собирается за границу… Потом был проездом Иван Александрович Анненков, и накануне отъезда я обедала с ним и Свистуновыми у Натальи Дмитриевны (Фонвизиной)…».
Важной частью жизни Нонушки было общение в литературных кругах. В начале 1860-х годов Л.Н. Толстой задумал роман «Декабристы», который, к сожалению, остался незавершенным. В 1862 году он приехал в Москву для собирания материала к этому произведению, и как раз тогда познакомился с Бибиковой. В 1878 году Толстой пишет из Москвы жене: «Нынче был у двух декабристов, обедал в клубе, а вечер был у Бибикова, где Софья Никитишна (рожденная Муравьева) мне пропасть рассказывала и показывала».
Тогда же Лев Николаевич взял у нее для прочтения несколько книг. Не вернув их в обещанное время, он отправил С.Н. Бибиковой письмо, на которое она ответила: «Сейчас только что получила, граф, Ваше любезное письмо от 14 марта и спешу отвечать Вам. Разумеется, Вы можете оставить книги у себя и не спешить их возвращением. Еще когда Вы были у нас, муж мой и я просили Вас навещать нас, Вы обещались побывать у нас и мы поджидали Вас. Вы всегда доставите нам истинное удовольствие, бывая у нас; и я никогда не откажусь говорить с Вами об отце моем, память которого я свято чту…».
Софья Никитична пережила много горя в своей жизни, схоронила одного за другим близких людей, в том числе собственных детей – 16-летнюю единственную дочь и 21-летнего младшего сына. Единственным утешением ее была вера. Она верила просто, искренне и крепко, строго соблюдала посты, посещала все службы, была равнодушна к блеску, свету и почестям.
Однажды, на второй день Пасхи, вернувшись из церкви, Софья Никитична почувствовала себя дурно, схватилась за сердце и упала мертвой. Это случилось 7 апреля 1892 года. На простом мраморном памятнике на ее могиле написаны слова Спасителя: «Приидите ко Мне все страждущие и обремененные, и Я успокою вас»…
Михаил Михайлович
Поместье в Староивановке досталось старшему сыну Бибиковых, Михаилу. Он родился 15 июня 1849 года в селе Всехсвятское Московского уезда Московской губернии. Мальчик рос в обстановке знатной московской семьи, окруженный любящими родителями и многочисленными родственниками, получил прекрасное домашнее образование.
За свою жизнь Бибиков-младший успел построить успешную карьеру, достойную дворянина. Блестяще окончив юридический факультет Московского университета в 1873 году, он поступил на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Михаил Бибиков – участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, дослужился до чина капитана, имел многочисленные награды за проявленное мужество. Однако по неизвестным причинам в 1882 году он вышел в отставку и уехал в Староивановку.
Бирюченцы избрали его почетным мировым судьей уезда. Вскоре Михаил Михайлович окончательно переехал в имение. Только изредка зимой с молодой женой княгиней Варварой Дмитриевной (в девичестве Оболенской) и детьми он жил в своей квартире в Харькове (по другой версии – в Санкт-Петербурге).
В 1884 году Бибиков избран председателем уездного съезда мировых судей. Затем последовали должности члена ветеранского комитета Министерства внутренних дел, чиновника особых поручений Министерства финансов. В 1906-1909 годах Михаил Михайлович занимал пост губернатора Воронежа, обеспечивал проведение выборов в I-III Государственных дум. В 1909 году в воронежской Мариинской гимназии была учреждена стипендия Бибикова. С этого же года Михаил Бибиков – почётный опекун Петербургского опекунского совета ведомства императрицы Марии.
Но нельзя не сказать и о темных пятнах в жизни Михаила Михайловича. 23 апреля 1908 года в Воронеже на улице Большой Дворянской на Бибикова совершила покушение член партии эсеров М.М. Федорова. Стоит еще заметить, что отношения дворянина с крепостными нельзя назвать гладкими и спокойными. Революция уже стояла на пороге…
Последний владелец имения в Староивановке Михаил Бибиков умер 11 января 1918 года в Кисловодске, где и был похоронен. Его потомки в годы революции эмигрировали за границу. Староивановская усадьба со временем подверглась разрушению, и вскоре уже ничто в этом белгородском селе не напоминало о дворянах Бибиковых из рода декабристов, дальних родственниках Пушкина.
В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Софьи Никитичны Бибиковой и 170 – Михаила Михайловича Бибикова.
Маргарита Терёхина,
сотрудник отдела краеведческой литературы универсальной научной библиотеки