Взрывная волна

• Закон и порядок

Взрывная волна

В нашем регионе она ежегодно накрывает десятки телефонных «террористов»

 Желая комуто отомстить или просто развлечься, эти люди, уверенные в своей анонимности, впоследствии сами оказываются в эпицентре выдуманного ими терактана чаше весов правосудия.

После полудня 21 июня 2019 года по проспекту Богдана Хмельницкого в на­правлении международного аэропорта Белгород с включенными сиренами про­следовали несколько автомобилей МВД, МЧС и скорой медицинской помощи. К объекту немедленно выехали и сотрудни­ки управления ФСБ по Белгородской об­ласти. Повод был серьезный. В половине первого дня на электронный почтовый ящик аэропорта поступило сообщение от неизвестного отправителя о том, что в здании находится взрывное устройство.

В 2019 году это было 32-е по счету анонимное сообщение о предполагае­мом взрыве в Белгородской области — все они, к счастью, оказались ложными. Но реакция на подобные известия у феде­ральных служб неизменная, поэтому и в этот раз к воздушной гавани оперативно и в большом количестве стянулись спе­циалисты и техника. Алгоритм действий в таких случаях отточен. Всех находящих­ся в здании срочно эвакуировали (почти 130 человек), территорию оцепили, и к работе приступили кинологи. Искомую коробку, «обмотанную оранжевым скот­чем», так и не нашли. Через некоторое время аэропорт возобновил полеты в штатном режиме.

Легко ли выйти на след преступников? Кто они — несовершеннолетние шутни­ки или взрослые люди? Как объясняют свои поступки? В этих и других вопросах, связанных с телефонным терроризмом, разбирался вместе с сотрудником пресс-службы управления ФСБ России по Бел­городской области Оксаной Ищенко.

— Если говорить о последнем инциден­те, то его автор с помощью специаль­ной программы зашифровал настоящий IP-адрес электронного устройства, с ко-

торого отправил письмо, подменив его на ложный. Все технические параметры показывали, что место нахождения «тер­рориста» — Швейцария. Очевидно же, что это не так. В данном случае мы имели дело со спам-рассылкой на несколько объектов одновременно, и наш аэропорт в тот день был не единственным в стра­не, куда поступили угрозы.

Кстати, похожее шифрование с помо­щью IP-телефонии «успешно» использо­вал весной нынешнего года староосколь-ский школьник, в течение двух месяцев звонивший по скайпу в дежурную часть полиции и сообщавший об угрозе совер­шения террористического акта в средней школе, в которой учился. Причем юно­ша сделал это 15 раз — 10 его звонков направляли правоохранительные орга­ны в родную школу, по одному разу он «протестировал» четыре другие, и один раз горе-преступник решил проверить, как пройдет эвакуация людей из круп­ного торгово-развлекательного центра. Если изначально причинами ложных со­общений, по его словам, были срывы кон­трольных работ, то потом мальчик просто вошел во вкус и начал развлекаться.

Совместными усилиями органов ФСБ и МВД юношу все-таки вычислили. А еще со­трудники ФСБ немало удивились тому, что 15-летний подросток сумел разобраться в технически сложной программе шифро­вания и долгое время оставаться неопоз­нанным. Человек с такими способностями мог бы и Родине послужить, шутили в ве­домстве, а теперь придется отбывать срок наказания в исправительном учреждении. Разумеется, после того, как состоится суд.

Оксана Ищенко рассказала об эпизо­де, произошедшем в Белгороде в 2013 году. Неизвестный сообщил тогда о том,

что в городе заминированы несколько оз­доровительных центров. Правоохраните­ли отреагировали, как всегда, мгновенно и отработали по привычному алгоритму, не обнаружив взрывных устройств ни на одном из указанных объектов. Выяснили, что звонок поступил из Канады от муж­чины, чья бывшая супруга руководила сетью детских оздоровительных центров в Белгороде. Из-за семейного конфлик­та муж решился на преступление. Но и наши силовики в долгу не остались -официально оповестили о происшествии канадских коллег, а те предъявили муж­чине официальное предостережение.

— Свежи еще в памяти случаи, когда силовые структуры и общественность бу­доражил студент одного из белгородских ссузов, — продолжает тему Оксана Влади­мировна. — 30 декабря 2014 года, 5 и 9 января 2015-го он звонил с телефонов-автоматов в дежурную часть полиции и сообщал ложные сведения о готовящих­ся терактах в разных торгово-развлека-тельных центрах Белгорода. Юношу изо­бличили быстро, а по всем трем фактам возбудили уголовные дела по статье 207 Уголовного кодекса РФ. Свой поступок объяснил конфликтом с друзьями.

В подавляющем большинстве случаев инициаторы ложных сообщений — взрос­лые люди, а не подростки. Все, кто зво­нил со стационарных или мобильных телефонов, установлены и привлечены к ответственности. Вообще выйти на след телефонных террористов труда не составляет — это вопрос времени, сооб­щили в УФСБ, причем преступника не только изолируют от общества, но и обя­жут компенсировать государству и соб­ственникам коммерческой недвижимости значительные затраты, связанные с вы­ездом на объект.

Что грозит таким преступникам? В пресс-службе ведомства ответили лако­нично: наказание за подобные престу­пления предусматривает уголовный срок от трех до 10 лет лишения свободы, в за­висимости от пунктов статьи 207 УК РФ, с возмещением причиненного материаль­ного ущерба в пользу государства. По­этому важно запомнить простую аксиому: удобнее, проще и дешевле свои личные переживания выплескивать наружу лю­бым другим способом. И, безусловно, в рамках Уголовного кодекса.

Владимир ПИСАХОВ

ФОТО ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВЫПУСК НБ № 27(1815) ОТ 12 июля 2019 ГОДА — СКАЧАТЬ PDF

Exit mobile version