Ворота города

• СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕЙ

Ворота города

К 150-летию начала железнодорожного сообщения в Белгороде

Жизнь современного Белгорода невозможно представить без здания вокзала, который ежедневно принимает тысячи пассажиров и тонны грузов. А первый протяжный паровозный гудок, возвестивший о регулярном железнодорожном сообщении через станцию Белгород, раздался в нашем городе 150 лет назад.

Новая эра

Начало железнодорожному строитель­ству в Российской империи было положено в годы правления Николая I. Первая желез­ная дорога общего пользования, открытие которой состоялось 30 октября 1837 года, соединила Петербург и Царское село. Про­тяженность ее составляла всего 27 киломе­тров. В1840-е годы введена в эксплуатацию вторая железнодорожная линия — Варшаво-Венская железная дорога, проходившая по территории Царства Польского (входивше­го тогда в состав Российской империи) и имевшая гораздо более важное экономи­ческое значение. А в 1851 году было от­крыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой — Николаевская железная дорога, протяженностью свыше 600 километров. По сравнению с другими видами путей сообщения железные доро­ги позволяли при относительно небольших затратах значительно быстрее доставлять пассажиров и грузы в пункты назначения, обеспечивая при этом больший комфорт во время поездки.

При императоре Александре II, активном стороннике расширения железнодорожной сети, государство начинает привлекать в эту отрасль частный капитал. Казна, испы­тывавшая значительный дефицит, не могла самостоятельно отпускать необходимые средства для выполнения планов желез­нодорожного строительства. 1860-1870-е годы — время массовой раздачи концессий на строительство и эксплуатацию желез­нодорожных линий (в первую очередь, не имеющих стратегического значения) оте­чественным предпринимателям. Только за период 1866-1868 годов правительство заключило концессионные договоры на строительство 26 железнодорожных дорог. Предприниматели в свою очередь активно принимали участие в возведении транс­портных магистралей. В 1866-1870 годах с этой целью было организовано 35 акци­онерных обществ с капиталом свыше 500 миллионов рублей.

В рекордные сроки

Ворота городаПревращение Белгорода в железно­дорожный узел связано с именем купца первой гильдии Самуила Соломоновича Полякова (1837-1888). Уроженец Могилевской губернии, он начинает свою предпри­нимательскую деятельность управляющим небольшим винокуренным заводом на территории Харьковской губернии в имении министра почт и телеграфов графа И.М. Толстого. Очень скоро, оценив спо­собности молодого управляющего, граф передал ему в ведение несколько почто­вых станций. Благодаря покровительству И.М. Толстого в 1865 году Самуил Поляков получает первые субподряды на строи­тельство Рязанско-Козловской железной дороги. Он занимается доставкой матери­алов и рабочей силы на стройку и получает первый опыт в организации железнодорож­ного строительства.

В период 1867-1869 годов четвертая часть из почти восьми тысяч километров российских железных дорог была проло­жена предприятием Полякова. Железнодо­рожного магната отличал высокий уровень организации строительства и грамотный от­бор исполнителей. Каждый из субподрядчи­ков нес ответственность за определенный участок работы и должен был точно в срок обеспечить выполнение поставленной пе­ред ним задачи. Всего за время своей пред­принимательской карьеры Самуил Поляков построил девять крупных железных дорог общей протяженностью более 4 тысяч ки­лометров, заработав при этом солидное со­стояние в размере более чем 30 миллионов рублей.

1 марта 1868 года акционерное обще­ство Самуила Полякова получает концес­сию на прокладку Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (от Курска через Белгород, Харьков, Славянск, Таганрог к Ростову), протяженностью более 800 км. Строительные работы начались в мае 1868 года. Рабочие, крестьяне и заключенные арестантских рот, задействованные на строительстве, использовали преимуще­ственно простейшие орудия труда — лопаты, носилки, тачки. При этом оплата их труда для того времени была предельно низкой. Так, за выемку одного кубометра земли с глубины до двух метров подрядчик платил рабочему всего 10 копеек.

Ворота города

Магистраль была построена в рекордно короткие сроки — один год и восемь месяцев. Регулярное движение товарных и пасса­жирских поездов от Курска через Белгород до Харькова началось 6 июля 1869 года. А 23 декабря того же года открылось движе­ние от Харькова через Славянск и Таганрог до Ростова.

Вокзал для всех

Ко дню открытия движения поездов в восточной части Белгорода на заболочен­ной местности, засыпанной песком и гли­ною, была построена железнодорожная станция, включавшая в себя паровозное депо на шесть паровозов, водокачку, одну пассажирскую и две товарные платфор­мы. В 1870 году было возведено здание вокзала, к которому прилегала небольшая площадь. Краевед Александр Николаевич Крупенков в своей книге «Пройдемся по старому Белгороду» так описывает эту пло­щадь: «Посредине Вокзальной площади в старину находился запыленный скверик с кустами желтой акации. В нем напротив вы­хода из вокзала стояла будка «Квартирное бюро», где прибывающие пассажиры с 7 часов утра до 10 вечера могли бесплатно получить информацию о наличии в городе свободных номеров в гостиницах и их сто­имости. Перед сквером располагалась сто­янка извозчиков. С раннего утра до позднего вечера на ней скучали легковые извозчики, так называемые «ваньки», в ожидании ред­ких пассажиров, прибывавших в Белгород по железной дороге, чтобы доставить их в любой конец города или пригородные сло­боды».

С включением в систему железнодо­рожного сообщения Белгород как один из узловых пунктов новой магистрали полу­чил большие возможности для промыш­ленного и торгового развития. Быстрыми темпами меняется внешний и социальный облик уездного города, растет его населе-

ние. В 1881 году в Белгороде проживало 23,5 тысячи человек (для сравнения, в 1861 году — 11,8 тысячи человек). Государствен­ный деятель и историк Александр Макси­мович Дренякин в своей книге «Белгород с уездом» (1882 г.) писал: «С проведением однако ж железной дороги исчезла патри­архальность. Ее вытеснила неумолимая на все дороговизна со своими спутниками, от­ражаясь на незавидном и без того положе­нии малосостоятельного класса городского населения».

В 1896 году новая линия железной до­роги соединила Белгород с Волчанском, в 1901 году — с Сумами. В 1907 году Кур-ско-Харьковско-Азовская железная дорога была переименована в Южную. К этому времени Белгородское депо насчитывало свыше ста паровозов. Число железнодо­рожных рабочих, составлявших самую мно­гочисленную и организованную часть го­родского пролетариата, достигло полутора тысяч человек. Труд железнодорожников был предельно тяжел. Рабочий день в депо длился двенадцать часов в пронизанных сквозняком зданиях, наполненных удушли­вым паровозным дымом. Именно железно­дорожные рабочие приняли самое активное участие в революционных событиях 1905 и 1917 годов.

4 мая 1904 года десятки тысяч жителей Белгородского уезда приветствовали на вокзале императора Николая II, прибыв­шего в Белгород для участия в смотре 31-й артиллерийской бригады. Белгородский вокзал принимал в своих стенах и других известных людей — писателя А.П. Чехова, генерала А.И. Деникина, советских государ­ственных деятелей Я.М. Свердлова, М.И. Калинина.

Ворота города

В 1913 году через станцию Белгород следовало более 26 тысяч поездов в год, кассы станции продали 370 тысяч пасса­жирских билетов, а грузооборот превысил 21 тысячу пудов грузов.

В настоящее время Белгородский же­лезнодорожный узел, играющий ключевую роль в экономической жизни региона, вхо­дит в состав Юго-Восточной железной до­роги.

Алексей БОНДАРЕНКО,

директор Государственного архива

Белгородской области

Ворота города

ФОТО ИЗ АРХИВОВ ГАБО

ВЫПУСК НБ № 27(1815) ОТ 12 июля 2019 ГОДА — СКАЧАТЬ PDF