К 150-летию начала железнодорожного сообщения в Белгороде
Жизнь современного Белгорода невозможно представить без здания вокзала, который ежедневно принимает тысячи пассажиров и тонны грузов. А первый протяжный паровозный гудок, возвестивший о регулярном железнодорожном сообщении через станцию Белгород, раздался в нашем городе 150 лет назад.
Новая эра
Начало железнодорожному строительству в Российской империи было положено в годы правления Николая I. Первая железная дорога общего пользования, открытие которой состоялось 30 октября 1837 года, соединила Петербург и Царское село. Протяженность ее составляла всего 27 километров. В1840-е годы введена в эксплуатацию вторая железнодорожная линия — Варшаво-Венская железная дорога, проходившая по территории Царства Польского (входившего тогда в состав Российской империи) и имевшая гораздо более важное экономическое значение. А в 1851 году было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой — Николаевская железная дорога, протяженностью свыше 600 километров. По сравнению с другими видами путей сообщения железные дороги позволяли при относительно небольших затратах значительно быстрее доставлять пассажиров и грузы в пункты назначения, обеспечивая при этом больший комфорт во время поездки.
При императоре Александре II, активном стороннике расширения железнодорожной сети, государство начинает привлекать в эту отрасль частный капитал. Казна, испытывавшая значительный дефицит, не могла самостоятельно отпускать необходимые средства для выполнения планов железнодорожного строительства. 1860-1870-е годы — время массовой раздачи концессий на строительство и эксплуатацию железнодорожных линий (в первую очередь, не имеющих стратегического значения) отечественным предпринимателям. Только за период 1866-1868 годов правительство заключило концессионные договоры на строительство 26 железнодорожных дорог. Предприниматели в свою очередь активно принимали участие в возведении транспортных магистралей. В 1866-1870 годах с этой целью было организовано 35 акционерных обществ с капиталом свыше 500 миллионов рублей.
В рекордные сроки
В период 1867-1869 годов четвертая часть из почти восьми тысяч километров российских железных дорог была проложена предприятием Полякова. Железнодорожного магната отличал высокий уровень организации строительства и грамотный отбор исполнителей. Каждый из субподрядчиков нес ответственность за определенный участок работы и должен был точно в срок обеспечить выполнение поставленной перед ним задачи. Всего за время своей предпринимательской карьеры Самуил Поляков построил девять крупных железных дорог общей протяженностью более 4 тысяч километров, заработав при этом солидное состояние в размере более чем 30 миллионов рублей.
1 марта 1868 года акционерное общество Самуила Полякова получает концессию на прокладку Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (от Курска через Белгород, Харьков, Славянск, Таганрог к Ростову), протяженностью более 800 км. Строительные работы начались в мае 1868 года. Рабочие, крестьяне и заключенные арестантских рот, задействованные на строительстве, использовали преимущественно простейшие орудия труда — лопаты, носилки, тачки. При этом оплата их труда для того времени была предельно низкой. Так, за выемку одного кубометра земли с глубины до двух метров подрядчик платил рабочему всего 10 копеек.
Магистраль была построена в рекордно короткие сроки — один год и восемь месяцев. Регулярное движение товарных и пассажирских поездов от Курска через Белгород до Харькова началось 6 июля 1869 года. А 23 декабря того же года открылось движение от Харькова через Славянск и Таганрог до Ростова.
Вокзал для всех
Ко дню открытия движения поездов в восточной части Белгорода на заболоченной местности, засыпанной песком и глиною, была построена железнодорожная станция, включавшая в себя паровозное депо на шесть паровозов, водокачку, одну пассажирскую и две товарные платформы. В 1870 году было возведено здание вокзала, к которому прилегала небольшая площадь. Краевед Александр Николаевич Крупенков в своей книге «Пройдемся по старому Белгороду» так описывает эту площадь: «Посредине Вокзальной площади в старину находился запыленный скверик с кустами желтой акации. В нем напротив выхода из вокзала стояла будка «Квартирное бюро», где прибывающие пассажиры с 7 часов утра до 10 вечера могли бесплатно получить информацию о наличии в городе свободных номеров в гостиницах и их стоимости. Перед сквером располагалась стоянка извозчиков. С раннего утра до позднего вечера на ней скучали легковые извозчики, так называемые «ваньки», в ожидании редких пассажиров, прибывавших в Белгород по железной дороге, чтобы доставить их в любой конец города или пригородные слободы».
С включением в систему железнодорожного сообщения Белгород как один из узловых пунктов новой магистрали получил большие возможности для промышленного и торгового развития. Быстрыми темпами меняется внешний и социальный облик уездного города, растет его населе-
ние. В 1881 году в Белгороде проживало 23,5 тысячи человек (для сравнения, в 1861 году — 11,8 тысячи человек). Государственный деятель и историк Александр Максимович Дренякин в своей книге «Белгород с уездом» (1882 г.) писал: «С проведением однако ж железной дороги исчезла патриархальность. Ее вытеснила неумолимая на все дороговизна со своими спутниками, отражаясь на незавидном и без того положении малосостоятельного класса городского населения».
В 1896 году новая линия железной дороги соединила Белгород с Волчанском, в 1901 году — с Сумами. В 1907 году Кур-ско-Харьковско-Азовская железная дорога была переименована в Южную. К этому времени Белгородское депо насчитывало свыше ста паровозов. Число железнодорожных рабочих, составлявших самую многочисленную и организованную часть городского пролетариата, достигло полутора тысяч человек. Труд железнодорожников был предельно тяжел. Рабочий день в депо длился двенадцать часов в пронизанных сквозняком зданиях, наполненных удушливым паровозным дымом. Именно железнодорожные рабочие приняли самое активное участие в революционных событиях 1905 и 1917 годов.
4 мая 1904 года десятки тысяч жителей Белгородского уезда приветствовали на вокзале императора Николая II, прибывшего в Белгород для участия в смотре 31-й артиллерийской бригады. Белгородский вокзал принимал в своих стенах и других известных людей — писателя А.П. Чехова, генерала А.И. Деникина, советских государственных деятелей Я.М. Свердлова, М.И. Калинина.
В 1913 году через станцию Белгород следовало более 26 тысяч поездов в год, кассы станции продали 370 тысяч пассажирских билетов, а грузооборот превысил 21 тысячу пудов грузов.
В настоящее время Белгородский железнодорожный узел, играющий ключевую роль в экономической жизни региона, входит в состав Юго-Восточной железной дороги.
Алексей БОНДАРЕНКО,
директор Государственного архива
Белгородской области
ФОТО ИЗ АРХИВОВ ГАБО