Ночной патруль

• Безопасность

Журналист газеты получил «наряд вне очереди» в составе экипажа ППС

Командир взвода отдельного батальона патрульнопостовой службы УМВД России по г. Белгороду капитан полиции Дмитрий Деревлев предложил заступить на дежурство по городу вместе с ним. Вечер пятницы обещал быть интересным.

А что вы делаете в пятницу вечером?

Накопившуюся за рабочую неделю усталость белгородцы, по словам офице­ра, не всегда выплескивают разумно и на трезвую голову. Чаще всего причиной воз­никающих конфликтов становится имен­но злоупотребление алкоголем, и в этих случаях без помощи сотрудников полиции порой не обойтись. Прибытие на место происшествия наряда ППС, как правило, снижает накал страстей, а некоторые от­дыхающие вынуждены проводить остаток ночи в отделе — до выяснения всех обстоя­тельств. Часто ли за сутки приходится вы­езжать на вызовы?

Ночной патрульНочной патруль

— В зависимости от территории обслу­живания, — объяснил Дмитрий Владимиро­вич. — Например, в частных жилых секторах их может быть 12-15, количество выездов в спальные районы города иногда дости­гает 30 за тот же период. Звонки горожан в основном типичны и похожи друг на дру­га — шум во дворе или соседней квартире, громкая музыка, драки. Даже работающий ночью двигатель грузового автомобиля, мешающий людям спать, является по­водом для обращения в дежурную часть. Приезжаем, разбираемся, беседуем.

От выставочного зала «Родина» наш УАЗик проехал по проспекту Богдана Хмельницкого, повернул на Белгородский проспект, затем продолжил движение по улицам Попова, Вокзальной, Преображен­ской. Сверкающий в огнях фонарей Белго­род постепенно отходил от ритмичного дня и наполнялся долгожданной вечерней про­хладой, а в эфире служебной радиостан­ции периодически слышались переговоры дежурного с нарядами: для полицейских, наоборот, накануне выходных начинались насыщенные будни. На самые интересные происшествия, которые фиксировали на по­лицейской частоте, мы должны приехать в числе первых.

На дежурство по городу за сутки засту­пают в три смены около 70 сотрудников ППС — восемь автомобильных патрулей, пять пеших. С каждым нарядом Дмитрию Деревлеву надо успеть встретиться в те­чение ночи, проверить лично, убедиться в том, что на маршруте патрулирования все в порядке. Связавшись с одним из них, ко­мандир взвода развернул машину и напра­вился в сторону Гриневки. Однако только доехали до ближайшего перекрестка, как дежурный в эфире сообщил о драке в кафе на улице Садовой. Наш автомобиль оказался поблизости, поэтому сразу же от­правились на место происшествия. Пьяная потасовка в питейном заведении предпо­лагает большое количество участников, поэтому по тому же адресу выехали другие экипажи. На часах — 22.15.

«Он меня за палец укусил!»

— Все подобные бары и кафе с названи­ями, адресами за много лет выучили наи­зусть, — комментировал по дороге Дмитрий Деревлев. — Досуг в них проводят обычно одни и те же люди, они же, как правило, инициируют драки ближе к ночи. Кстати, к таким происшествиям, несмотря на то, что конфликты в них регулируются достаточно быстро, всегда относимся серьезно. Пото­му что иногда после потасовок у людей про­падают личные вещи, а это уже уголовное преступление. Сейчас разберемся.

На улице возле кафе — только трое. Встретили нас грозно, проводили взглядом до двери. По обшарпанным ступенькам спустились вниз и оказались в самом эпи­центре злачного места. Запах, обстановка, контингент доверия явно не вызывали, но ни самой драки, ни ее следов, к счастью, не обнаружили. К счастью, потому что дру­гие экипажи к моменту нашего появления в кафе еще не успели приехать. А вот и тот, кто вызвал полицию.

— С друзьями отдыхали после работы, когда пришли двое, — заплетающимся язы­ком рассказывал мужчина. — Стали задевать нас, а потом началась драка. Мы их выгна­ли за пять минут до вашего приезда, но они пообещали привести сюда толпу и разне­сти кафе в пух и прах. Один меня еще и за палец укусил. Полицию вызвали на всякий случай, вдруг толпа все-таки придет.

К заведению подъехали два экипажа Росгвардии. Для отражения возможной угрозы стражей порядка было уже достаточ­но, но некоторые сотрудники, расспросив у очевидцев приметы хулиганов, отправились искать их в близлежащих дворах. После 30-минутного ожидания стало очевидно: возмутителям спокойствия, скорее всего, не удалось собрать в кулак свою «гвардию». Опасность, одним словом, миновала.

Потребовал полицию и съемочную группу

Разгоряченная алкоголем публика на ви­зит людей в форме реагирует по-разному. Те из них, чьи права были ущемлены, ждут сотрудников полиции с нетерпением и ве­рой в торжество справедливости. А те, кто регулярно эти права нарушает, встречает их недоброжелательно, порой — с кулаками. Были моменты, признался Дмитрий Вла­димирович, когда число распоясавшихся хулиганов значительно превосходило силы полицейских. Что делать в таких случаях? Применять оружие?

— Применение огнестрельного оружия строго регламентировано Законом «О поли­ции», — пояснил офицер, — поэтому прежде чем расстегнуть кобуру, сотрудник в крат­чайшее время обязан оценить ситуацию и понять, есть ли у него основания стрелять. Чаще всего таких причин нет, и полицей­ский либо использует для усмирения на­рушителей спецсредства, либо вызывает подкрепление. Но, как правило, даже у агрессивно настроенных людей хватает здравого смысла не доводить обстановку до критической.

Мы доехали до улицы Промышленной, где капитан Деревлев проверил пеший на­ряд ППС. Старший сержант Николай Черногор служит в патрульно-постовой службе пятый год. Работа, несмотря на трудности, нравится. Можно ли привыкнуть к постоян­ному негативу, с которым сталкивается каж­дую смену?

— Можно, — уверенно ответил молодой че­ловек. — С годами стал относиться к этому как к работе, научился сдерживать эмоции, не пропускать все увиденное и услышанное через себя.

Прошу его рассказать о самых интерес­ных или необычных происшествиях, престу­плениях, на которых удалось побывать. Ни­колай воодушевился, вспомнив забавный случай, произошедший пару недель назад в многоквартирном доме на улице Левобе­режной.

— Ночью поступил вызов от жителей дома, услышавших в шахте неработаю­щего лифта шум, — начал полицейский. — Прибыли на место, там уже и караул МЧС. Выяснили, что внутри шахты на уровне третьего этажа, обхватив руками трос, находится парень. А попал он туда после употребления наркотиков или ал­коголя, потому что вел себя неадекватно. На девятом этаже решил вызвать лифт и доехать до первого. Не получилось — лифт ведь не работал. Тогда он раздвинул две­ри и по тросу принялся спускаться вниз. На третьем этаже устал и позвал на по­мощь. Приехавшие по звонку спасатели, раздвинув двери на третьем этаже, со­общили юноше, что он может выходить. А тот отказался. Потребовал полицию и телевизионную съемочную группу. Пол­часа уговаривали выйти самостоятельно, позже вытащили силой.

Шум в квартире может оказаться преступлением

Вновь вышли на маршрут и помчались по проспекту Богдана Хмельницкого в сто­рону Харьковской горы. Непривычно было видеть главную городскую магистраль та­кой просторной, свободной от транспорта и от этого еще более красивой.

— Ночной Белгород мне нравится боль­ше, чем дневной, — как будто прочитал мои мысли Дмитрий Деревлев. — Не только по­тому, что он ярко светится в огнях фонарей, но и потому, что доехать на место престу­пления можно гораздо быстрее.

Ночную романтику и любование видами из окна прервал голос дежурного в радио­эфире, сообщившего нарядам ориентиров­ку на автомобиль «Daewoo», в котором, возможно, находятся люди, причастные к совершению преступления. Комвзвода за­писал в блокноте данные машины и теперь ехал, всматриваясь в проезжавшие мимо легковушки.

— Между прочим, эту «Тойоту» я вижу в одном месте третью ночь подряд, — вслух размышлял полицейский, заметив при­паркованную у обочины серую иномарку. -Надо проверить позже.

— Запоминаете номера или модель? -спросил у него.

— И модели, и номера, и цвет, и лица, и даже походку людей, — ответил капитан, улыбнувшись. — С годами, видимо, память становится избирательной и фиксирует то, что обычно пригождается в повседневной жизни.

Дежурный вдруг оповестил наряды о шумной вечеринке в квартире дома на улице Мокроусова и направил по адресу ближайший экипаж. Обычное дело по пят­ницам — гости, алкоголь, музыка до упора, несмотря на то, что часы показывали 00.10. На Мокроусова двинулись и мы.

— Кстати, подобные вызовы, кажущиеся незначительными и безобидными, иногда чреваты тяжелыми последствиями, — ком­ментировал Дмитрий Владимирович. -Сегодня днем, например, жители дома с улицы Королева вызвали полицию из-за громкого шума за стенкой. Наряд приехал по адресу, проверил у владельца квартиры документы — вроде все в порядке. Прошли дальше в комнату, чтобы выяснить проис­хождение шума, и обнаружили два шприца с жидкостью внутри. Вызвали следственно-оперативную группу. Позже нашли десять пакетиков, в которых предположительно хранилось наркотическое вещество. Каза­лось бы, обычный вызов «шум в квартире», а он, вероятно, переквалифицируется в преступление.

Вечеринка на Мокроусова закончилась до того, как мы появились на месте: другой наряд ППС урегулировал ситуацию опера­тивно, о чем и доложил в эфире.

Наряд ППСэто сила

Почти 300 человек работают в патруль­но-постовой службе УМВД России по г. Бел­городу. Служба в полиции для многих жела­ющих стоять на страже порядка начинается именно здесь. Это кузница кадров, которые, получив хорошую закалку, в дальнейшем пополнят ряды уголовного розыска или до­знания, станут участковыми и, возможно, дорастут до руководящих должностей. Не­давно началась служба и для стажера Еле­ны Гусевой, заступившей в ту ночь на смену в составе пешего наряда.

Ночной патрульНочной патруль

— Почему ППС, Елена? — спросил у де­вушки. — Ночью на короткой дорожке и хули­ганы ведь могут встретиться…

— У меня папа служил в патрульно-посто­вой, поэтому работа была не в новинку, — от­ветила она. — Да и морально к трудностям я готова. Страшно ли? Нет. Со мной — мои коллеги, а наряд ППС — это сила.

Комвзвода поговорил с каждым поли­цейским, расспросил о происшествиях за последние часы и отпустил. Наряд раство­рился в темноте аллеи на улице Королева, а мы с капитаном Деревлевым поехали дальше. После двух часов ночи город со­всем опустел, и даже редкие автомобили почти не нарушали тишину. До утра спящих горожан больше никто не потревожил. Те­перь я точно знаю: ППС — это действительно сила.

В наряде вне очереди был Владимир ПИСАХОВ

ФОТО АВТОРА

Выпуск НБ № 26(1814) от 5 июля 2019 года — СКАЧАТЬ PDF