Верю в мудрость живых

Верю в мудрость живых

Верю в мудрость живых

 Имя этой легендарной женщины хорошо знакомо белгородцам. Мария Денисовна Колтаковафронтовичка, бывший санинструкторсвязист 303-й и 121-й стрелковых дивизий 847-го и 705-го стрелковых полков 1-й Гвардейской Армии, участница Курской битвы. В канун праздника Великой Победы она делится воспоминаниями:

— До сих пор не могу спокойно восприни­мать всё, что связано с войной. Словно тан­ковыми гусеницами прошлась она по моей судьбе. 74 нелегких, но мирных года не стёрли в памяти даже мельчайшие эпизоды яростной битвы с озверевшим фашизмом и ежеминутного подвига нашего народа.

200 дней и ночей стояли насмерть сиби­ряки, сражаясь за старинный русский город Воронеж. Сколько наших друзей полегло там! Мы родились и выросли в суровом си­бирском краю и принесли на землю Черно­земья смолистый запах тайги и великую удаль потомков Ермака.

Память народа хранит отголоски древ­нейших битв. До наших дней дошли слова: «Со щитом или на щите!». Со щитом — зна­чит, победитель. На щите — значит, мёрт­вый, но непобеждённый, не сдавшийся в плен, не сбежавший с поля боя.

Фашизм убивал, он мог завершить про­цесс растления мещанина, купить предате­ля, но не мог победить российского солдата!

Всё в мире связано крепкими нитями: прошлое, настоящее и будущее. Об этом должно помнить нынешнее поколение.

Многое изменилось сейчас в нашей стране. Многое пережили наши люди. Но День Победы занимает особое место в сол­датской памяти! Солдатская память… Она, как костер на снегу на коротких привалах после боя: светит и согревает сердца ве­теранов войны и манит к себе юность, вы-

ходящую на свою дорогу. Для каждого из фронтовиков память о войне — это память о боевых товарищах и подругах, что остались на поле боя. И я думаю всегда не о тех, кого спасла, кто сохранил благодарность ко мне за спасенную жизнь. В моём сердце неути­хающей болью живут все, кого не смогла спасти.

В поэме Твардовского «Василий Тёркин» есть место, которое меня всегда волнует: представители разных родов войск спорят, чья доля в войне особенно важна и особен­но трудна, и сходятся на том, что особую роль играет матушка-пехота. Трудными во­енными дорогами прошли от Воронежа до Праги солдаты 303-й и 121-й стрелковых дивизий, в которых мне довелось служить с 1942-го по 1945 годы в качестве санин­структора и одновременно связистки в 121-й Рыльско-Киевской стрелковой дивизии 1-й Гвардейской армии под командованием генералов Гречко и Конева.

Боевое крещение я получила в бою за Воронеж 18 июля 1942 года. 200 дней и ночей наши дивизии вели кровопролитные бои с отборными частями вермахта. А 25 января 1943 года наши солдаты, прорвав долговременную оборону противника, пол­ностью освободили этот старинный русский город, вокзал Воронеж-2, район сельхоз­института, ботанический сад, областную больницу, Семилуки и другие населенные пункты.

На юге Курского выступа войска Воро­нежского и Степного фронтов перешли в наступление, прорвав главную полосу обо­роны противника на Белгородско-Харьков-ском направлении.

В первых числах февраля 1943 года наш 847-й и 705-й стрелковые полки полу­чили приказ прикрыть дорогу на Старый Оскол, чтобы помочь частям, ведущим бои по уничтожению окруженной вражеской группировки в районе станции Горшечное. Наши бойцы заставили врага повернуть на­зад, и спустя несколько часов группировка была частично уничтожена, а частично взя­та в плен. 18 февраля 1943 года мы освобо­дили Обоянь, 5 августа — Белгород и Орёл, а 23 августа — Харьков. Так завершилась Курская битва.

Каждый бой и каждая победа — это сол­датский подвиг! Многое я видела на той войне, но самое страшное, смерть, прошла

где-то рядом, стороной. На нашей земле, истерзанной фашистами, я видела гибель моих товарищей и боевых подруг, разо­рванные в клочья тела солдат, скрюченные горевшие тела танкистов, зияющие крово­точащие раны, которые невозможно было ни закрыть, ни вылечить. Я видела города и деревни, размолотые в щебень, голые печные трубы, голодных плачущих детей на дорогах войны. С годами этот плач не стирается из моей памяти. Война со мной по ночам и по сей день.

И сегодня на нашей планете льётся кровь неповинных людей, детей, стари­ков. Чем же они провинились? Как мать, как солдат самой миролюбивой армии в мире я хочу для людей всей земли, истер­занной фашистами, мирного неба и веры в будущее, надежды на мир и доброту друг к другу.

Записала Татьяна КАМБАРОВА

Exit mobile version