Поджог травы: память предков или хулиганство?

 Постановлением регионального правительства в Белгородской области практически ежегодно в жаркое время года вводится особый противопожарный режим. Действует ограничение на пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, осуществление культурномассовых и спортивных мероприятий, разведение костров, осуществление лесосечных работ и работ, связанных с применением открытого огня, машин и механизмов. Обусловлены эти меры желанием обезопасить территорию региона от пожаров. Проблема существует много лет. О том, как и почему горели степи и леса на территории Белгородчины в прежние времена, рассказывается в материале, присланном в редакцию.

С началом весны и до поздней осени по­всеместно начинаются пожары, горит сухая трава, причем на огромных площадях. И поджигают ее местные жители, в основном пожилые люди, которые уверены, что «де­лают добро».

Каждый акт поджога — это преступление против мира природы. Что сподвигает мно­гих из нас совершать этот акт вандализма? Кого-то удовольствие от вида огня, кого-то хулиганство. Но в основном причины «очень умные и серьезные». Чтобы их понять, сто­ит обратиться к нашей исторической памяти и вспомнить, кто наши предки.

Кочевники

Начиная со II тысячелетия до н.э. всю юж­норусскую степь заселяли кочевые племе­на. Сначала это были скифы и сарматы, поз­же на их место пришли готы и гунны, затем хазары, печенеги и половцы. Татаро-монго­лы создают самое крупное и организован-

ное государство в Европе того времени -Золотую Орду.

Век от века теснят друг друга у южных ру­бежей евразийских лесов переселенческие волны кочевых народов. Накат их угрюмых полчищ ознаменовался тактикой жестоких опустошений. Ее практиковали не только нападавшие, но и оборонявшиеся. Скифы, например, когда на них двинулись персы, широко выжигали растительность, засыпа­ли колодцы и родники.

Для охоты, получения угодий с хорошим травостоем, сооружения загонов для ско­та, повышения проходимости территории, самозащиты и нападений на обитателей чащоб, вообще из-за страха перед лесом, степные племена и орды пускали палы. Степь, благодаря многократным пожарам, расширялась, становилась все более емкой для большего числа нужных человеку жи­вотных. Чтобы расширять и улучшать паст­бища, человек должен был практиковать ежегодное выжигание лесов и степи.

Из обедненной лесами и все более ис­сушаемой степи жизнь постепенно уходила на север.

В самой же степи она концентрировалась вдоль еще богатых рыбой рек. В поймах Днепра, Дона, Волги и Яика селятся каза­ки. К середине ХV века междуречные степи сильно обезлюдели и оставались таковыми вплоть до начала их земледельческого ос­воения в ХVII веке. Наиболее интенсивное заселение восточноевропейских степей на­чинается лишь к концу ХVIII века.

Белгородская оборонительная черта

В ХVI веке территория белгородского края называлась Диким полем, где хозяйни­чала конница крымского хана, считавшего эти земли по праву своими. Для наблюде­ния за продвижением крымских татар была организована сторожевая служба. Наряду с охраной пограничных районов в обязанно­сти сторожевой службы входил поджог сте-

пей, как один из древних методов борьбы с кочевниками. Палы степей лишали татар­скую конницу корма.

Ежегодно осенью высылались специ­альные сторожи для поджога степей. В боярском приговоре 1571 года давались основные рекомендации по поджогу степи осенью, используя северный ветер «как го­раздо на поле трава посохнет». Такой метод борьбы с татарами был малоэффективным. Если для значительной массы конницы палы создавали определенные трудности, то небольшие отряды кочевников всегда могли найти корм для своих лошадей.

В ХVII веке было решено отвести угрозу дальше от Москвы, усилив южные границы. Для этого требовалось перекрыть шляхи и выстроить цепь защитных укреплений на территории Дикого поля. Так в 1635 году началась самая масштабная стройка Руси — возведение Белгородской оборонительной черты протяженностью 800 километров.

Огневое хозяйство

Первые поселенцы, оседая на белгород­ской земле, обустраивали свой быт. Каж­дый привозил свои особенности домашнего уклада, строительства жилья, а также ве­дения хозяйства и обработки почвы. Пере­селенцы из северных губерний Российской империи сохраняли и применяли систему огневого хозяйства.

Огневым хозяйством называется культу­ра, которая применяется преимущественно при разделке лесных угодий, затем болот­ных пространств и лугов с помощью огня. Выжиг леса называется лядом или подсе­кой, кустарника — сыросеком, дерна — кубы-шем. Общее же название таких культур -огнища, или палы. Поселенцы применяли такой способ ведения хозяйства на чернозе­ме, что не раз сопровождалось страшными степными пожарами. Целью, ради которой предпринимается выжигание степей, счи­тают уничтожение бурьянов. На вред таких поджогов несколько раз обращало внима­ние общество сельского хозяйства южной России, а также департамент земледелия.

Переселенцы с южных территорий вы­жигали степь по другой причине. В больших овцеводческих имениях это делали с целью истребления «калдана», особого вида ко­выля. Ковыль-волосатик с начала цветения становится опасным для жизни овец и коз. Благодаря своей длинной коленчато-согнутой ости и острой короткой зерновке легко зацепляется за шерсть животных, впивает­ся в кожу и приводит к их гибели. Однако для предотвращения этого нужно лишь из­бегать выпаса скота в ковыльной степи в пе­риод их плодоношения. Надо помнить, что применяемое некоторыми фермерами вы­жигание ковыльников — совершенно варвар­ский способ. При этом степные пастбища не только не улучшаются, а напротив беднеют и деградируют. Кроме того, степной пожар очень трудно, а то и вовсе невозможно оста­новить, а последствия его могут быть ужас­ными не только для степи или леса, но и самого человека.

Приручение огня

Жизнь современного человека невоз­можно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди, основано на огне. Большинство граждан ждет теплых ве­сенних дней, чтобы открыть шашлычный се­зон. Приготовление пищи на открытом огне остается таким же притягательным и отча­сти магическим действием, как и тысячи лет назад. Редко кто при выборе места для пик­ника задумывается, насколько оно отвечает условиям безопасности. Наиболее отчаян­ные граждане умудряются жарить мясо во дворе многоэтажного дома или на балконе, не думая, что их действия подпадают под административное правонарушение.

Обычно пользоваться специальными пе­реносными или стационарными приспосо­блениями для приготовления пищи на све­жем воздухе разрешается до официального установления противопожарного режима. После этого запрещается разводить костры, использовать мангалы, печи открытого типа не только в зонах отдыха, но и во дворах частных или загородных домов.

Отдыхая на природе, люди расслабля­ются, что способствует снижению контро­ля и чувства опасности при использовании огня. Частыми последствиями такого легко­мысленного отношения являются пожары, влекущие крупные материальные убытки и нарушение экосистемы.

12 ноября 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановле­ние, которым запретил выжигать сухую тра­ву на землях сельскохозяйственного назна­чения и разводить костры в полях.

Закон Белгородской области об админи­стративных правонарушениях «Нарушение правил благоустройства, озеленения, обе­спечения чистоты и порядка на террито­рии региона» предусматривает штраф за сжигание отходов, мусора и растительных остатков в размере двух тысяч рублей. Если пожар повредил или уничтожил чужое иму­щество либо причинил легкий или средней тяжести вред здоровью человека, то вино­внику придется заплатить еще штраф по ч. 6 ст. 20.4 КоАП. Граждане выложат от 4 до 5 тысяч рублей, должностные лица — от 40 до 50 тысяч, юридические лица — от 350 до 400 тысяч рублей.

Не стоит путать историческую память с хулиганством или обычной человеческой халатностью.

Евгения ВЛАДЫКОВА,

завотделом научнометодического

и информационного обеспечения

музея народной культуры

Exit mobile version