Не боги горшки обжигают

Его называли главным керамистом Белгородской области. И действительно, он был одним из тех, кто возродил в регионе производство борисовской керамики, работая на протяжении двадцати лет на фабрике главным художником.

Народный мастер

Юрий Петрович Агафонов родился 10 мая 1939 года в городе Чистополь, располо­женном на левом берегу реки Камы (Татар­стан). Военное детство прошло в Нижнем Новгороде, тогда еще Горьком. После шко­лы юноша отправился на комсомольскую стройку. Так он попал на строительство железной дороги Сталинск — Абакан. Пер­вая рабочая профессия — электромонтер-высоковольтник испытательной станции на участке «Половина — Слюдянка» Восточно-Сибирской железной дороги. Но молодой человек чувствовал тягу к творчеству — ему хотелось стать художником.

Выпускник Абрамцевской школы

Стаж живописца был начат на Чисто­польском судоремонтном заводе, затем Агафонов работал художником-оформи­телем на энергоучастке Южной железной дороги. В 1963 году 24-летний Юрий посту­пил в Абрамцевское художественно-про­мышленное училище им. В.М. Васнецова на отделение художественной керамики. «Абрамцевская школа и сейчас сохранила свои лучшие традиции. А тогда нам повезло застать некоторых преподавателей, кото­рые если не сами были учениками великих создателей этого уникального творческого «гнезда» (Врубеля, Поленова, Серова, Вас­нецова), то учениками их прямых учеников, -рассказывал Юрий Петрович. — И мы в пол­ной мере узнавали не только все тайны гон­чарного ремесла, но и очень серьезно изу­чали композицию, рисунок, живопись, даже анатомию».

По окончании училища в 1968 году с дипломом мастера-художника Агафонова направили на Рамонский промкомбинат в Воронежской области. Там Юрий Петрович становится настоящим профессионалом -мастером по росписи художественной кера­мики.

Через два года ему поступило предло­жение от руководства Борисовской фабри­ки художественной керамики. Предприятие нуждалось в художнике, хорошо знающем специфику народных промыслов и гончар­ного искусства. Главной задачей стал вы­пуск изделий, отражающих историю района и области. Здесь мастерство и стремление к возрождению утраченных традиций гончар­ного ремесла Юрия Петровича пришлись ко двору. Первым делом новый художник озна­комился с экспозициями музеев, обратился за помощью к историкам-краеведам, собрал

образцы старинной белгородской керамики. Фабрика начала выпуск сувениров и деко­ративно-утилитарных изделий на основе местного колорита. Успех последовал не­замедлительно — в 1972 году Борисовская фабрика стала участницей выставки народ­ных промыслов в Москве на ВДНХ, а Юрий Петрович был награжден медалью за до­стигнутые успехи в развитии народного хо­зяйства СССР.

Борисовская земля издавна славилась традициями не только гончарного ремесла, но и лозоплетения. Даже в советские време­на в поселке существовал кустарный цех по производству изделий из лозы. Заинтересо­вавшись этой народной техникой, Агафонов освоил ее, создал первые образцы работ, в которых керамика органично сочеталась с лозой.

Начинание мастера получило одобрение областного художественного совета по де­коративно-прикладному искусству и Москов­ского научно-исследовательского института художественной промышленности. Керами­ка в обрамлении лозы, хранящая тепло рук мастера и тепло родной земли, надолго ста­ла фирменным стилем изделий Борисов­ской фабрики.

Признание

В 1975 году Юрий Петрович был назна­чен главным художником фабрики. Вскоре на работу были приглашены несколько вы­пускниц Абрамцевского художественно-про­мышленного училища — Екатерина Безрукав-никова, Елена Бекетова, Елена Кардеева, Ирина Семихина. Благодаря молодому по­полнению на фабрике был создан экспери­ментальный участок по выпуску малосерий­ных и уникальных единичных изделий.

Прошло совсем немного времени, и Ага­фонов получил командировку в Болгарию для ознакомления с народными промысла­ми, затем — в Румынию для обмена опытом. В 1980 году Юрий Петрович был награжден дипломом Всероссийской выставки-смотра изделий народных художественных про­мыслов. В 1983 году он получил диплом по­бедителя во Всероссийском соцсоревнова­нии среди работников ведущих профессий отрасли и вторую бронзовую медаль ВДНХ. 1984 год принес Юрию Петровичу диплом ВЦСПС за участие во Всесоюзной выставке произведений декоративно-прикладного ис­кусства художников и мастеров народного творчества. А спустя два года он был удо­стоен диплома выставки «Производствен-

ному быту — забота и внимание» в Москве. В копилке наград Юрия Петровича — медали «За трудовое отличие» и «Ветеран труда». За сорок два года, с 1970-го по 2012-й, он участвовал в тридцати девяти художествен­ных выставках — всесоюзных, зональных, об­ластных, международных. Всего же за годы работы на Борисовской фабрике Юрием Петровичем были созданы и внедрены в производство более двухсот образцов худо­жественных изделий.

Фабричный кабинет Агафонова напоми­нал маленький музей. Две стены с полками от пола до потолка, плотно уставленные его произведениями, казалось, объединили все стили, направления, краски, доступные гон­чарному искусству. А ведь это была только часть его авторских работ. Многое храни­лось дома, многое было раздарено…

Душа художникав работах

Традиционно мы представляем изделия из глины коричневого цвета. Но Юрий Пе­трович, всю жизнь экспериментируя с окис­лами металлов, добивался удивительного разноцветья. В создании сервизов у него был свой художественный метод, прида­вавший каждому набору посуды индивиду­альный запоминающийся образ. В декора­тивных тарелках, подсвечниках, вазах для полевых цветов Агафонов проявлял себя как настоящий фантазер и затейливый им­провизатор. Но главное — во всех его изде­лиях есть все, что необходимо настоящему мастеру: высочайшее владение ремеслом, полет творческой мысли и безграничная любовь к материалу, с которым он работал более сорока лет. Не зря Юрий Петрович получил заслуженное звание «Народный мастер Белгородской области».

Агафоновские «интонации» заметны в работе его учеников и последователей. К нему приезжали учиться мастера из всех районов, молодые профессиональные ху-

дожники. А в последние годы, перебрав­шись в Белгород, Юрий Петрович напрямую занялся педагогикой. Он вел студию при воскресной школе Смоленского собора и в областном Доме ремесел Белгородского центра народного творчества на базе БГТУ имени В.Г.Шухова. К Юрию Петровичу при­ходило очень много желающих — дети, моло­дежь, семейные пары.

Агафонов не только занимался непо­средственно деятельностью по разработке и внедрению керамических изделий, но и был активным общественником: участво­вал в художественной самодеятельности, пел, редактировал стенгазету, создал при фабрике художественный совет и сам был членом областного совета по декоратив­но-прикладному искусству. Но когда Юрий Петрович подал заявление в Союз худож­ников, ему отказали. Мастер обиды не за­таил, но больше речи об этом не заводил. Особо того не афишируя, живописью он продолжал заниматься, и в 2009 году впер­вые представил свои акварельные работы публике.

10 февраля 2014 года этого замечатель­ного, светлой и доброй души человека не стало.

Пословица говорит: не боги горшки об­жигают. Но именно по-настоящему увле­ченные, талантливые мастера раскрывают уникальные возможности глины. Такие, как Юрий Петрович Агафонов. Большую часть своей жизни он посвятил этому замечатель­ному материалу, о котором мог говорить часами с неизменным восторгом и тепло­той: «Керамика — это предмет, которому я не изменяю. Глина еще и лечит. Вот берешь в руки кусок глины и забываешь обо всем: о том, что в мире творится, что цены растут, про болезни…»

Маргарита ТЕРЁХИНА,

сотрудник отдела краеведческой

литературы универсальной научной

библиотеки

Exit mobile version